МОСКВА (ИА Реалист). Вице-премьер Марат Хуснуллин считает «неправильным» нынешний принцип административно-территориального деления России, передает РБК.
«Нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», — заявил он 27 апреля на круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», организованном Высшей школой экономики.
Хуснуллин подчеркнул, что его слова являются лишь «мнением», а не официальной позицией, согласованной с правительством. «Точкой роста» он назвал агломерации, созданию которых и мешает административное деление.
Заявление вице-премьера в беседе с ИА Реалист прокомментировал политолог Константин Калачев:
«Озвучивание таких тем перед думскими выборами не идет на пользу настроениям элит в тех, регионах, которые могут стать объектами слияния и поглощения. Там за свою идентичность держаться. Но очевидно, что Хуснуллин поднял эту тему не просто так.
Это такой рациональный технократический подход к теме территориального устройства страны. Популярная в определенных кругах точка зрения. Можно считать пробросом. Федерализма у нас и так нет — де-факто есть унитарное централизованное государство. Можно делать следующий шаг. Возможно ли объединение регионов? В среднесрочной перспективе вполне возможно».
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Игорь Окунев и преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО Петр Осколков проанализировали последствия объединения российских регионов в ходе федеративной реформы 2000-х годов.
«По итогам исследования удалось зафиксировать плюсы и минусы реформы для регионов, поглотивших бывшие автономные образования, и самих этих образований. Для первых плюсы состояли в повышении статуса и веса в российской политике и получении полного контроля над финансовыми потоками и исполнительной властью в округах. Минусом было компенсационное перераспределение бюджетных средств из края/области в округ. Для вторых к плюсам можно отнести частичную реализацию ряда инфраструктурных проектов, заметное увеличение средств, выделяемых на поддержку национальной культуры и языка, и приобретение доступа к краевым программам, в первую очередь в области медицины. Минусы заключались в понижении статуса (превращение из полноправных субъектов РФ в административно-территориальные единицы с неким неопределенным «особым статусом»), разрыве прямых связей с Москвой, ослаблении кадрового потенциала», — резюмировала эксперты МГИМО.
В сентябре 2020 года лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил о необходимости укрупнить регионы, объединив успешные в экономическом плане с теми, которым требуется регулярная финансовая помощь. Кроме этого политик предложил отказаться от национальных республик.