Пока мы вчетвером сидели за роскошно освещенным столом, осуждая последние новости и припоминая свои галантные похождения, все стекла в Доме правительства дрожали от артиллерийских взрывов, которые потрясали до основания героический город Ван и превращали его в огромный костер. В нем заживо сгорали каждый день невинные женщины и дети, чей единственный грех состоял в том, что они родились христианами».
(Рафаэль де Ногалес. Четыре месяца под полумесяцем. М.: Русский Вестник, 2006. С. 63).
ЕРЕВАН (ИА Реалист). В истории любого народе есть свои места памяти. В истории армянского народа одним из таких мест является озеро Ван – бессточное содовое горное озеро, расположенное на Армянском нагорье в Восточной Анатолии.
В водах этого озера отразилась история многих славных царств. Одним и самых ранних известных нам государств было легендарное государство Хайасу, существовавшее на северо-запад от озера Ван во II тысячелетии до Р.Х. В науке до сих пор идут споры, считать ли Хайасу протоармянским государством, ведь само его название звучит очень по-армянски, а именно как «страна армян», но большая часть исследователей считают, что это натянутая этимология. О Хайасе упоминают хеттские источники, с падением хеттского царства мы больше не слышим об этом государстве.
В армянской же мифологии существует предание о древнем царе Айке, который основал своё царство на побережье Вана, переселившись туда из Месопотамии. Это вызвало недовольство титана Бэла, царя царей и повелителя Вавилона, с армией которого клану Айка пришлось принять бой, чтобы отстоять независимость своего царства. Бэл был убит стрелой Айка, а тело его было сожжено на горе Арарат. Страна же получила название страны Айка или Хайка, поэтому и армяне называют себя «хай», по имени древнего исполина, чье царствование относят к середине третьего тысячелетия до Р.Х.
В ассирийских источниках упоминается царство Наири, которое тоже располагалось на территории, примыкающей к озеру Ван. При царе Тиглатпаласаре I (1115-1076 до н.э.) эти земли были завоеваны ассирийцами, но вскоре ассирийскую империю постиг упадок и на этих территориях появилось великое государство Урарту (как говорили в советских учебниках: древнейшее на территории СССР государство). Прославленное в древности своим успешным соперничеством с грозной Ассирийской империей, оно потом было был предано забвению. И только открытие ассирийских источников в XIX веке позволило вывести эту древнюю культуру из мрака прошлого.
Урарту еще называют «доармянской Арменией» и основание этого государства связано с именем царя Араме, подчинившего себе все мелкие княжества бывшей Наири и ставшего царем царей. Моисей Хоренский (Мовсес Харенаци) – великий армянский историк V века, автор монументальной «Истории Армении», называет именно Араме, потомка Айка, предком всех армян.
В 782 г. до н.э. дальний преемник царя Араме царь Аргишти I основал крепость Эривуни, которая и станет современным Ереваном. Дата основания древней столицы подтверждена археологически.

В 1950 году советскими археологами была найдена древняя плита с надписью: ««Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил, установил её имя Эребуни для могущества страны Вана и для устрашения вражеской страны».
Урарту был соперником Ассирии, но обоим этим государствам было суждено погибнуть под ударами индоевропейцев. Ассирию добили мидийцы, а Урарту скифы, киммерийцы, а потом и фригийцы, прямые предки современных армян. Они завоевали Урарту между 612 и 585 г. до н.э. Армянский язык в основе своей без сомнений индоевропейский, но он испытал и серьёзное кавказское влияние, что говорит о том, что пришедшие армяне смешались с местным населением Урарту, и в результате была образована и единая культура, и единый язык.
Армянский народ стал основателем великого Армянского царства, достигшего своего расцвета при царе Тигране II в первом веке до н.э. И сердцем этого царства было священное озеро Ван. В средневековье земли с центром в городе Ван, выросшем на месте бывшей столицы Урарту Тушпи, получили название Васпуракана. С IX по XI вв. н.э. на этой территории существовало последнее независимое армянское Васпураканское царство. Нет сомнений, что именно этот регион занимает центральное место в политической и культурной истории армянского народа.
Ванский регион – одно из главных мест памяти армянского народа. Конечно, вопросы этногенеза весьма сложны и всегда имеют политическое измерение, особенно в эпоху становления национальных идеологий. А эпохой этой для армянского народа стало как раз начало 20 века. В пику пантюркизму среди армян становится популярным «арийский миф».
Да, в классическом произведении Моисея Хоренского говорилось, что предком армян был легендарный Айка, потомок Ноя. Но армянские националисты пошли дальше, именно Айку они приписывали основание первой в истории городской цивилизации в окрестностях озера Ван, исходя из чего получается, что армянский народ старше еврейского, при этом этот народ – арийский.
Идеология армянского арийства стала особенно популярной в годы Первой мировой войны и последующего геноцида. Армянские идеологи, с целью привлечь внимание к анатолийской трагедии, доказывали, что Армянское плато – прародина ариев, откуда они и расселялись по всем направлениям.
Однако это делало армян коренным кавказским народом, что создавало ряд проблем по разграничению с идеологией пантюркизма. Да и историческими источниками данная теория не подтверждалась. С середины XX века в западной историографии победила миграционная теория, утверждающая происхождение армян от индоевропейских предков с Балканского полуострова.
В советской историографии такой подход ассоциировался с нацисткой пропагандой превосходства индоевропейцев и в результате большинство советских историков Армении увязывали происхождение армянского народа с древними странами Хайясу и Урарту, настаивая на автохтонности армянского населения и его этнической самобытности. Кроме того, эта позиция поддерживала претензии армян на часть территорий Турецкой республики, к чему проявляла заинтересованность и советская власть в 50-е гг.
Как было на самом деле? На подобные вопросы у науки не бывает однозначных ответов. Скорее всего имела место и миграция фракийско-фригийских племен, и вхождение в единый армянский народ этносов, что уже проживали на территории легендарной Хайясы, Наири и Урарту. Но в любом случае озеро Ван и его окрестности воспринимались и воспринимаются как сердце армянской государственности, культуры и истории. Возможно, по этой причине именно здесь, на земле своих предков, армяне в 1915 году дали бой и отчаянно сражались, при минимальных шансах на успех.
В Ванском вилайете к началу Первой Мировой войны проживало более 110 тысяч армян. Были и большие армянские сёла. В общем, армяне здесь жили давно, учитывая количество протекших столетий, можно сказать, что они жили здесь всегда. Вследствие этого армяне имели свои довольно авторитетны комитеты, армянские общины были вооружены и готовы отразить набеги курдских общин. В этом регионе турецкое правительство не проводило антиармянских акций в предшествующие десятилетия.

Представителем турецкой власти в этом регионе был Джевдет-бей — образованный, аристократичный, европейски образованный чиновник и, в тоже время, беспринципный и свирепый фанатик, ненавидевший гяуров-христиан, но умеющий эту ненависть тщательно скрывать.
Геноцид армян в Ванской области начался, как всегда, с отдельных сёл. Сначала власти требовали сдать оружие, потом арестовывали и уничтожали мужчин, после чего женщины и дети становились добычей иррегулярных войск и курдских племен. Но в ряде районов все пошло не по плану, т.к. армяне отказывались сдавать оружие и оказывали сопротивление. Где-то результат все равно был трагичным, но кому-то удалось отбиться и уйти в горы или на территории, контролируемые Россией. Из этого можно извлечь простую мораль. Там, где армяне были послушны, шли на компромисс – они беспощадно уничтожались, там же, где они оказывали сопротивление, появлялась надежда.
Так истинными героями, достойными народной памяти, предстают защитники города Вана, поднявшие 20 апреля 1915 года восстание в квартале Айгестан («Сады»). Восставшие оказывали турецкой армии ожесточенное и эффективное сопротивление. Из воспоминаний одного из участников тех событий, венесуэльского наёмника Рафаэля де Ногалеса, командовавшего осадой города, мы видим, что обороняющиеся не только отбивались, но и совершали смелые вылазки. Так несколько отчаянных армянских бойцов пробрались через сеть подземных туннелей в подвалы турецких казарм и смогли взорвать их. Ногалес вспоминал, что сопротивление армян было потрясающим, каждый дом они превратили в крепость, которую приходилось отвоевывать отдельно.

Ногалес приводит ряд эпизодов непоследовательной и совершенно немотивированной вражды, по отношению к армянам со стороны властей. Так его отряд после зачистки армянских кварталов нашел армянина, который прятался на дне колодца. Он заявил, что прятался там от своих сородичей, не желая поднимать восстание против губернатора. Турки ему вполне поверили, накормили и отправили в госпиталь, где его подлечили. Но потом все равно… расстреляли.
Армянам просто не оставляли выбора, но даже в этих условиях многие сомневались и были готовы на компромисс с турецкой стороной. Вот только турецкая сторона не хотели идти ни на какие компромиссы.
В Айгестане скопились десятки тысяч армян, как местных, так и беженцев, которых защищало всего 1500 армян, не имевших достаточного количества боеприпасов и совсем лишенных артиллерии (со стороны турков было порядка 12 000 солдат, артиллерия и курдские ополченцы). Правда им удалось отлить одну пушку из медных кастрюль и сковородок и даже сделать из неё несколько выстрелов, но скорее для поддержания морального духа, чем с целью достичь какого-то реального эффекта.

Комитетом по обороне Вана руководил Армен Манукян, представитель партии Дашнакцутюн и талантливый политик. Под его руководством обороняющиеся держались месяц, несмотря на все меры, которые применяли подчиненные Джевдет-бея. Так после очередной удачной операции армян, была устроена публичная казнь уцелевших в окрестных селах армянских женщин и детей, что должно было деморализовать защитников, но они остались непреклонны.
В результате Манукяну удалось переиграть Джевдета. Ему удалось отправить связных через линию фронта, к генералу Юденичу, который, получив известия о бедствиях армян, решил прийти к ним на помощь.
Русское наступление посеяло панику среди курдов, которые бросили своих союзников. 14 мая турки оставили город, а 19 мая к Вану подошла дивизия генерал-майора Николаева. Интересно, что этот день был днем рождения императора Николая II и Манукян, воспользовавшись случаем, отправляет ему телеграмму: «Телеграмма Арам-паши, городского головы столицы Турецкой Армении Вана, в адрес Императора и Самодержца Всероссийского Николая II. В день рождения Вашего Величества, совпадающий с днем вступления Ваших войск в столицу Армении, желая величия и победы России, мы, представители национальной Армении, просим принять и нас под Ваше покровительство. И пусть в роскошном и многообразном букете цветов Великой Российской Империи маленькой благоуханной фиалкой будет жить автономная Армения».

Ванская республика под руководством Манукяна и протекторатом Юденича просуществовала 70 дней. В конце июля русские войска, опасаясь окружения, начли выход из данного региона, и он вновь был захвачен турками. Было принято решение эвакуировать все армянское население не только Вана, но и всего Ванского вилайета. В результате более 100 тысяч армян и других христиан были переселены в пределы Российской империи и спасены от неминуемой смерти. Однако, в сентябре 1915 года русские войска вновь вернули Ван и там утвердилось правительство во главе с Манукяном, но держалось оно лишь силой русских штыков. Тем не менее часть беженцев вернулась, чтобы вновь покинуть свое отечество в 1918 году, когда после революции в Петрограде русские окончательно оставили эти территории. Турки вновь зашли в Ван и перебили всех армян, не успевших покинуть город и его пределы.
После окончания Первой мировой войны Турция, как проигравшая сторона, вынуждены были вновь покинуть Ван. По Севрскому договору 1920 года страны Антанты передали эти территории Армянской республике, но новое турецкое правительство во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отвергло эти решения и оккупировало Ванский вилайет в 1920 году. Тогда же была проведена последняя зачистка армянского населения, упорно державшегося за город. Лига Наций признала Ванский вилайет территорией Армянской республики, но данное решение было Турцией проигнорировано. Ванский вилайет был провозглашен территорией Турецкой республики.
В настоящий момент Ван, в котором в 1912 году более 50% населения составляли армяне, по преимуществу курдский город, и один из центров курдского сепаратизма.
Даниил Семикопов — кандидат философских наук, историк русской религиозной и политической мысли, доцент кафедры философии и теологии Мининского университета, специально для ИА Реалист














