ТОКИО (ИА Реалист). Сюнтаро Таникава — пионер современной японской поэзии, пронзительной, но разговорной в отличие от хайку и других традиционных форм, скончался на 92 году жизни. Об этом сообщил сын поэта Кенсаку Таникава.
Сюнтаро Таникава ворвался в литературный мир в 1952 году своей дебютной работой «Два миллиарда световых лет одиночества». Произведение, написанное чувственным, ярким, но простым в использовании повседневным языком, критики окрестили, как смелый взгляд на космическое в повседневной жизни. Поэма, написанная до «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса стала бестселлером.
Таникава также является автором сборника песен «Котоба асоби ута» («Песни игры слов»), которые являются ритмическим экспериментом по сопоставлению слов, звучащих похоже, например, «каппа» (мифическое животное) и «раппа» (рог), что создает веселые тексты, наполненные аллитерациями и звукоподражаниями.
«Для меня японский язык — это почва. Как растение, я пускаю корни, впитываю питательные вещества японского языка, выпускаю листья, цветы и приношу плоды», — заявил Таникава в интервью Associated Press в 2022 году.
Помимо поэзии, Таникава занимался также литературными переводами. Он познакомил японских читателей с «Матушкой Гусыней» и известным американским комиксом «Мелочь пузатая» (Peanuts).
Поэт также является автором заглавной песни для анимационного сериала Astro Boy.
Его произведения, в свою очередь, были переведены на многие языки, включая английский, китайский и другие европейские языки.
Некоторые из его работ были сделаны в виде иллюстрированных книг для детей и часто фигурируют в японских школьных учебниках.
«Поэзия Таникавы отражает метафизическое и квазирелигиозное отношение к опыту. Простым, скупым языком он обрисовывает глубокие идеи и эмоциональные истины», — говорится в словах соболезнования, выраженных от имени литературной организации США Poetry Foundation.
Таникава родился в 1931 году в семье философа Тэцудзо Таникавы и начал писать стихи в подростковом возрасте, сотрудничая с известными поэтами той эпохи, такими как Макото Оока и Сюдзи Тэраяма.
В одном из интервью Таникава признался, что раньше он думал, что стихи спускаются как вдохновение с небес. Но, становясь старше, он чувствовал, что стихи поднимаются из-под земли.
В жизни Таникава был дружелюбным и скромным, часто читал на публике с другими поэтами. Он никогда не относился к себе слишком серьезно, но признавался, что его единственное сожаление в жизни — это то, что он так и не закончил свое образование, бросив его в молодом возрасте, когда он был звездой.
Его относительная изоляция от мрачно-серьезной сцены научной поэзии послевоенной Японии, вероятно, помогла ему выработать подход свободного стиха, который впоследствии стал новаторским и определил современную японскую поэтику.
Таникава не раз заявлял, что не боится смерти и что он хотел бы написать стихотворение об этом опыте.
«Мне больше интересно, куда я попаду, когда умру. Это ведь другой мир, верно? Конечно, я не хочу боли. Я не хочу умирать после серьезной операции или чего-то в этом роде. Я просто хочу умереть, внезапно», — говорил он.
У него остались сын, композитор Кенсаку, дочь Сино и несколько внуков. Похороны прошли в частном порядке с семьей и друзьями.