ЕРЕВАН (ИА Реалист). Армянский мир «обесточен»… идейно. К этому вели моральная и ценностная несостоятельность всех авторитетных национальных структур: политических, религиозных, СМИ, общественных, в том числе общинных, с их несменяемыми лидерами и, что неприятнее всего, само армянское государство перестало генерировать национально-консолидирующие идеи и не обеспечивает приемлемых консолидирующих программ.
История новой государственности, имеющиеся итоги, вскрыли неэффективность, архаичность, провинциальность и мелочность подходов управления армянским миром. Именно потому при первом же столкновении с кризисной ситуацией войны 2020 года вся конструкция обвалилась как карточный домик. Мы сами, без внешнего вмешательства, вследствие природного конформизма, создавали видимость вместо реального дела, подталкивая друг друга докатились до полного взаимного недоверия, при этом, градус конфликтности на всех этажах армянского мира зашкаливает — конфликтуют все по любому поводу, даже навык дослушать друг друга утерян. Если кому-то все же удается объединиться, то выходят временные неустойчивые союзы, которые в краткосрочной перспективе все-равно рассыпаются.
Три буквы «Л» стали новым стандартом взаимоотношений в обществе: ложь, лицемерие и лукавство, за которыми виднеется безверие, а в области взаимоотношений гражданин-государство стандартом стали равнодушие и взаимный антагонизм на фоне хаотических эмиграционных потоков и растущей нищеты…
Временами создается впечатление, что нет единого армянского народа, вместо него географически отдаленные друг от друга, локальные проявления армянской культуры со своим субъязыками-диалектами и своей автономной субкультурой. Увы, нет единой ткани армянского народа потому, что нет общей национальной повестки кроме исторической памяти, нет также единой общности со своей шкалой ценностей. К примеру, обратим взоры, какие культурно-мировоззренческие разломы нам достались:
- соотечественники в Армении
- члены большого количества общин по миру
- миллионы турецких криптоармян
- тысячи представителей разных религиозных конфессий и верований
- общины Ближнего Востока на партийной основе
- разные полузакрытые территориально-сформированные землячества
- смешанные межнациональные семьи
- соотечественники, не владеющие родным языком и традициями
- расколотая церковь: два католикоса
- две республики (!) и т.д.
Иные примеры трещин можете дополнить.
Что все это значит? Это, живущие каждый своей жизнью, без связи с другим, общности, потому, задача стоит так – найти мотивацию воссоздания, собирания соотечественников в единый народ, и в этом процессе — учреждение реально суверенной, реально единой армянской государственности.
Спросите, а время ли сейчас?
Ответ таков. Именно в такие критические моменты самое время начинать возвращение к корням, ведь в такие минуты особо отчетливо проявляются слабые и сильные стороны национального характера, мировоззрения и представлений, видны ложные и истинные приоритеты, а как следствие, решения и совершаемые поступки. В такие моменты проявляется истинная человеческая природа, видно, кто чего действительно стоит, с кем по пути, а с кем – нет. В такие моменты самое время для создания социальных механизмов сепарации здоровых сил, отмежевания от несостоявшихся политических группировок, разных национальных суррогатов, псевдо-соотечественников, а иногда просто армяноговорящих врагов. Мы многое не осуществили своевременно в истории, еще больше просто растеряли. Пора начать заботиться о брошенных родовых землях, династическом наследии, забытых и преданных богах и т.д., ибо все это нам аукается из глубин веков.
Задачу объединения армянского народа по-своему решила святая троица — Месроп, Саак и Врамшапух, решила красиво, даже изящно, сделав ставку на знание, на язык и на интеллектуальную элиту. Именно это предстоит делать и нам, повторив опыт гениев. Правда у них был царь Врамшапух, а у нас его нет. Нет лидера в армянском мире, потому начинать надо с формирования социальных лифтов выдвижения на руководящие позиции образованных, просвещенных патриотов, морально крепких, мотивированных, как это было сделано в V веке, ведь нам не хватает именно такого — просвещенного, образованного патриотизма. Пришло время вычленить нравственно устойчивое, патриотическое ядро, которое и станет драйвером общественных процессов в армянском мире.
Как этого добиться при отсутствии единой консолидирующей силы, без лидера?
К этому можно приступить через запуск реального механизма местного самоуправления. Армянские общины могли бы пойти по пути самоорганизации в небольшие самоуправляемые сообщества со своими авторитетными лидерами, в которых, зная друг друга, их члены совместно контролировали бы поведение друг друга, несли бы репутационную ответственность за действия друг друга, и тем самым были бы заинтересованы выдвигать из своего сообщества лишь зарекомендовавших себя, лучших. Этим как раз эффективен механизм мини-сообщества, он по сути имеется в суррогатном виде в разных династических, региональных, дружеских, бизнес-кругах. Данный механизм нивелирует вероятность асоциального и даже предательского поведения, личной выгоды и прочих отрицательных проявлений, очень характерных у определенной части нашего народа, а с другой стороны выдвигает наверх достойных, зарекомендовавших себя. Речь идет о воссоздании исторической традиционно армянской системы общинного самоуправления путем воссоединения мелких самоконтролируемых ячеек в более крупные, а те в свою очередь, в еще более крупные и т.д. Данная система нивелирует основной бич нашего народа — отсутствие кода коллективизма, природный индивидуализм. При таком строительстве в основе «пирамиды» будет лежать крепкий фундамент местного самоуправления, состоящий из индивидуумов, а не так, как сейчас, когда все строится сверху, под интерес власти.
Обратите внимание, что даже армянские военные формирования строились по земляческому или как сейчас говорят, территориальному принципу. Именно такая система отлично проявила себя во время первой карабахской войны, именно так отбились и мусалерцы, именно так формировались фидаинские отряды. Я не призываю так формировать вооруженные силы, но именно таким путем должна воссоздаваться ткань армянского мира, чтобы процеживать из себя армяноговорящих неармян, лиц с армянскими фамилиями, не любящими свой народ, свой язык и прочее. Было бы целесообразно собрать в отдельную страту мотивированные, патриотические сообщества, сделав ставку исключительно на них, а не на всех повально имеющих фамилии или знающих язык.
Формировать такие сообщества важно не по словам, а по делам, по биографиям, по персонально пройденному жизненному пути на основе системы социальных рейтингов. Ведь в наличествующей ситуации обнуления национальных структур остается только один легитимный субъект армянского мира, одно правомочное звено — это каждый из нас сам по себе, физически, персонально каждый индивидуум-президент. Значит предстоит заново восстанавливать ткань, каркас общественных отношений, общинных, государственных институтов, но в этот раз на новых принципах, основанных на национальных ценностях и историческом опыте предков, со сноской на имевшее место последние годы.
Предстоит решение задачи беспрецедентного масштаба — воссоздать единую матрицу армянского мира, разорванную чередой событий последних 100 лет. Именно в этой матрице залог нашей суверенности. Но это возможно только при условии функционирования реального института местного самоуправления. То, которое имеется ныне, скорее носит символический, формальный, урбанизированный характер и не отражает истинной сути данного общественного института, как первичного, базового звена построения общества персон-индивидуалистов, конечно наряду с семьей и очагом.
Весь парадокс заключается в том, что при всем богатстве оттенков нашего национального бытия, культурных, социальных, общественных традиций, организаций, удивительным образом в армянском мире отсутствуют два самых важных структурных звена, которые бы обеспечивали устойчивость конструкции общественного целого, из-за отсутствия которых оно постоянно рассыпается — в армянском обществе отсутствуют самое низшее и самое высшее управленческие звенья. Что имею ввиду?
С одной стороны, у нас отсутствует институт эффективной, локальной, буквально «на земле», самоорганизации — местного самоуправления, а с другой, напрашивается необходимость сформирования ни много, ни мало, всеармянского, общенационального единого органа управления армянским миром. Т.е., с одной стороны без реального самоуправления мы лишены привязки к земле, находимся в подвешенном состоянии, неуверенно стоим как без ног, а с другой стороны, без единого общенационального органа управления, синхронизации процессов армянского мира, как слепые части отсутствующего целого, хаотически болтаемся во времени и пространстве без единой головы, единой программы действий.
Рассмотрим детальнее два упомянутых общественных института.
Местное самоуправление
Оно из своего состава само формирует свои органы управления. Именно на основе данного института должны формироваться избирательные участки, выдвигаться кандидаты. С этого уровня должны начинать подъем и политическую карьеру граждански активные лица и политические деятели, осуществляя, поступательный и пошаговый рост, сначала проявив себя на местах, в реальных ситуациях. При этом, например, система политических партий, по-моему, исторически себя давно изжила и даже не оправдала, вогнав армянский народ в катастрофу в начале ХХ века.
У нас, во-первых, нет стольких политических идей, чтобы содержать десятки партий. Во-вторых, партийная система оторвана от местной общины, не отражает ее интересы, а лишь только партийные, корпоративные. В-третьих, она построена по идеологическому принципу, и лишь на ее основе — территориальному. В итоге получается, что наверх отстреливает какой-нибудь очередной неподконтрольный обществу птенец, который не имеет никаких обязательств на земле, и которого мало кто знает и никто не ручается за него, ни перед кем он не отвечает, более того, отражает интересы лишь своих партийных сподвижников, и власть оказывается в руках отдельной корпорации с более эффективным административным и финансовым ресурсом.
Придерживаюсь той позиции, что многопартийность никакой пользы армянскому миру не принесла, и на деле, мы реально народ-партия и у нашей партии одна цель — воссоединение в единый народ, в единое государство. Для этой цели размножать политические партии нет смысла и даже губительно. Кстати, для лиц с активной гражданской позицией есть многообразие институтов общественных организаций, собраний по интересам, партий НЕполитических и т.д.
Таким образом, без реального местного самоуправления мы болтаемся в воздухе, будто оторванные от земли, становимся предметом манипулирования со стороны разных политических авантюристов и проходимцев и на что не влияем, т.к. нет механизма влияния. Нам нужна прочная опора на землю через самоорганизацию нижайших звеньев общества, через местное общинное самоуправление, которое и есть институт формирования и влияния на действия элиты.
Общенациональный орган управления
Из-за его отсутствия каждая община живет автономно своей локальной повесткой, не являясь частью единого целого, частью единого армянского народа. Потому представляется актуальным формирование единого высшего коллегиального органа управления, разработка единой национальной идеологии мирового армянства, которую будет реализовывать общенациональная система органов управления, синхронизированная с органами управления матери-Родины во имя общей цели, а не конкуренции друг с другом.
Как сформировать такой орган?
На данном этапе, единственно возможным путем его формирования является созыв всеармянского учредительного собрания с участием единственного легитимного участника – каждого из нас персонально, т.е. собрания не представителей организаций, партий, чиновников, общин, а людей, наподобие схода, вече, на котором заново будут избраны лидеры, новая реальная элита, взамен нынешних. Как технически может быть созвано и проведено такое всеармянское собрание? Соображения имеются. На такое собрание каждый желающий может выдвинуть свою кандидатуру лично и за него будет прямое открытое голосование, чтобы каждый голосующий знал кому отдает голос и с какого конкретно будет спрашивать, т.е. не списочно, не партийно или фракционно, а именно в личном качестве, репутационно.
Такие собрания в истории армянского народа проводились и назывались Ашхаражохов, на котором люди приходили и голосовали независимо от социального статуса и положения в обществе. Известно, например, что в глубокой древности, в дни праздника Навасард, проводились ашхаражоховы, на которых присутствовали абсолютно все, начиная с нахараров, спарапетов и жрецов, и заканчивая шинаканами и азатами, праздник и общенародное вече шли одновременно рука об руку. Об этой форме собраний ранее напомнил политолог и историк Саркис Цатурян. Эту идею поддерживаю, вижу в нем потенциал, данный институт является нашим естественным, не перенятым из «европ и америк» и оправдал себя в истории. Через институт Ашхаражохова можно полностью очиститься от балласта ложных элит и сформировать настоящую, вычленить национально-ориентированный класс умных и образованных людей, как это ранее удалось Месропу и католикосу Сааку Партеву, поэтому «не нужно изобретать велосипед», а присмотреться к гению предков, спасших народ от уничтожения, делать ставку на интеллектуальную и патриотическую элиту.
Но прежде чем созывать общенациональный ашхаражохов, собрание должно быть проведено сначала в малом формате на местах, а потом всеармянский глобальный Ашхаражохов, чтобы и диаспора могла в ней принять участие, чтобы Армения и диаспора стали наконец единым организмом и ушли от взаимного антагонизма, воссоединившись в едином общенациональной системе управления, воссоединились в единый целостный народ. Таким образом, ашхаражохов, естественная форма общественной самоорганизации армянского народа, не привнесенная и оправдавшая себя во времени. Сегодня, лишь итоги такого собрания могут легитимизировать новых избранников и определить кто есть, кто — кто реальный лидер, а кто занимает чужое место.
Решения такого собрания должны быть обязательны для всех, а в процедуре принятия решений должна принимать участие и Республика, правительство и парламент страны. У нас есть видение, как это можно было бы организовать. Данный формат приемлем также тем, что снимает с повестки вопрос, который мною поднимался еще в 2014 году — о двухпалатном парламенте. В случае созыва ашхаражохова, голос диаспоры выражается через данный институт и не потребует поднятия вопроса пересмотра структуры парламента Армении. Единственно, возникает вопрос о названии парламента страны. Его представляется логичным переименовать из Национального в Республиканское собрание, так же и в Арцахе, так как они сформированы избирателями в составе населения республик и для республик, а Национальным по сути является именно институт Ашхаражохова, он даже больше, является общенациональным (транснациональным) органом.
Таким образом, время начинать работу по выстраиванию целостной ткани армянского мира, единого Хайка и пройти этот путь вполне реально. Требуется лишь воля. Сейчас самое время подняться и пройти не пройденный путь, исправлять исторические ошибки, чтоб нашим детям не пришлось перенимать очередную страницу-трагедию в новейшей истории.
Рубен Киракосян — философ, специально для ИА Реалист