МОСКВА (ИА Реалист). Люди и микроклимат невероятно важны для продуктивной работы любого коллектива. Конфликтные ситуации среди сотрудников явления распространенное. Причинами, как правило, являются соперничество, стресс и личная неприязнь.
Разногласия с коллегами можно и нужно повернуть на пользу. И сделать это, в том числе, и с выгодой для всей команды.
1. Контроль. Конфликт — это переполняющие нас эмоции. В момент его зарождения нами управляют именно они. И лучшее, что можно сделать — взять эмоции под контроль. Не начинайте диалог, дайте себе время успокоиться, переосмыслить ситуацию. Разберитесь из-за чего всё началось, как можно было поступить по-другому. Поставьте себя на место оппонета — как бы вы поступили на его месте. Конфликт нужно изучить и подойти к диалогу с холодной головой и аргументами. Так вы сможете показать коллективу свою уравновешенность, ответственность и предложить варианты разрешения ситуации.
2. Диалог. Восприняв ситуацию, как поле боя, а оппонента врагом, вы уже проиграли. Диалог должен быть открытым и честным. Ищите общее между вами, проявите заинтересованность в его мнение. Успех за тем, кто умеет слушать, проявить уважение к чувствам, мыслям собеседника. Такой подход покажет не только участнику конфликта, но и другим, насколько с вами будет легко и работать. Возможно, и коллеги захотят стать выше склок и научатся проявлять больше внимания к друг другу.
3. Восприятие. Важен не сам конфликт, а наше восприятие его. Противоречия и разногласия — это проблема. Но гораздо эффективнее увидеть в них возможность для сотрудничества и решения задачи.
На любой негатив можно взглянуть, как на повод к изменениям, новые возможности.
В деловых отношениях сталкиваются не столько люди, сколько их интересы, цели, взгляды. Проблема не равно человек. Только через откровенный разговор на предмет спора, обсуждение идей, предложений можно прийти к здоровому отношениям в коллективе.
Помните, что только там, где нет точек соприкосновения, нет конфликтов. А вы работаете с людьми, а не роботами. Понимание, сочувствие, дружелюбие — простые человеческие качества, проявить которые на работе так же важно, как в любых других сферах жизни.
Ирина Берман — психолог, специально для ИА Реалист