ТУНИС (ИА Реалист). В Ла-Гулетте — прибрежном районе Туниса, известном как Хальк-аль-Вади, — прошла ежегодная католическая процессия в честь Богородицы из Трапани. Как сообщает Al Jazeera, сотни людей разных национальностей собрались у церкви Святого Августина и Святого Фиделя, чтобы сопровождать статую Девы Марии, вынесенную на плечах верующих на площадь перед храмом.
Среди участников было много выходцев из стран к югу от Сахары, составляющих сегодня основу католической общины Туниса. «Святая Дева объединила нас всех сегодня», — сказал выходец из ДР Конго Исаак Луасафу.
Процессия проходила под взглядом фрески с изображением актрисы Клаудии Кардинале, уроженки Ла-Гулетты, — напоминание о том, что в начале XX века район был крупным центром сицилийской миграции. Именно сицилийские рыбаки в конце XIX века принесли в Тунис этот праздник, посвященный Успению Богородицы и совпадающий с итальянским праздником Феррагосто.
Историческая память и ностальгия
В первой половине XX века в шествии участвовали не только католики, но и мусульмане и евреи, которые помогали нести статую к морю, где верующие просили Богородицу благословить лодки рыбаков. После независимости Туниса в 1956 году и массового отъезда европейцев власти отменили публичные христианские праздники. С 1964 по 2017 год статуя оставалась в нише храма, а 15 августа отмечали только внутри церкви.
Разрешение на возобновление процессии было получено лишь семь лет назад — первоначально в пределах церковного двора, а в этом году статуя впервые вышла за пределы территории. Большинство присутствующих — молодые тунисцы-мусульмане, привлеченные высоким статусом Марии в исламе и интересом к истории района.
«Европейская миграция — важная часть нашего прошлого. Многие об этом забыли», — сказала 26-летняя Рания, участница шествия и поклонница фильма «Лето в Ла-Гулетте» (1996), посвященного многонациональной жизни района в 1960-х годах.
Новая миграция — новая община
После ухода европейцев в 1960-е годы Тунис стал пунктом притяжения мигрантов из стран Западной Африки. Многие из них — христиане, и сегодня именно они составляют большинство прихожан. Это отражено в настенной фреске внутри церкви: Мадонна укрывает под своим плащом тунисцев, сицилийцев и мигрантов, а вокруг нее — парящие паспорта, символизирующие документы, которые многие бросают в море, когда пытаются попасть в Европу.
«Мария сама была мигранткой», — отметил архиепископ Туниса Николя Лернуль, напоминая о библейском бегстве Святого семейства в Египет. По его словам, праздник объединяет «тунисцев, африканцев, европейцев — местных жителей, мигрантов и туристов» и сохраняет дух связей между двумя берегами Средиземного моря.
Наследие «Малой Сицилии»
Когда-то Ла-Гулетта была известна как «Малая Сицилия». Сегодня от нее почти ничего не осталось: большинство домов снесены, а численность потомков первых итальянских поселенцев сократилась до 800 человек на всю страну. Тем не менее, как отмечает Рита Страццера, уроженка Туниса и представительница старой общины, память продолжают хранить семьи смешанного происхождения:
«Каждый год на День всех святых я приезжаю на кладбище. И вижу там тунисцев-мусульман, которые приходят ухаживать за могилами своих сицилийских предков. Это напоминание, что Малая Сицилия всё еще с нами».
Редакция отмечает, что процессия Богородицы из Трапани в Ла-Гулетте стала символом не только исторического и культурного наследия района, но и новой социальной реальности Туниса, где мигранты оказываются органичной частью религиозной и общественной жизни страны.














