МОСКВА (ИА Реалист). Минтранс России подготовил проект постановления, разрешающего проводить ремонт гражданских самолетов иностранного производства с использованием неоригинальных запчастей.
Речь идет о деталях, обозначаемых в международном авиапроме статусом Part Manufacturer Approval и European Part Approval. Их производство в третьих странах обеспечивается американскими и европейскими разрешениями. Аналогичная практика есть в автомобилестроении.
Например, значительную часть турецкой экономики составляют предприятия, производящие промышленные копии запчастей по лицензии европейских и американских дилеров. Турки достигли больших успехов на этом поприще, что позволяет им претендовать даже на часть мирового рынка автокомплектов.
Дошло до того, что РФ заказывает некоторые детали машин (например, судовые коленвалы) в Турции, так как в России нет таких производственных мощностей. Нюанс в том, что даже если западный собственник отзовет лицензию на производство, то саму промышленную линию и технические данные, переданные третьей стране, он отозвать уже не сможет. Это просто в качестве примера, адекватной промышленной политики. А пример неадекватной у всех на виду. Это когда ты отчаянно защищаешь иностранные патенты, и гробишь свое производство, а когда на тебя кладут санкции – вынужден каннибалить самолеты на запчасти.
Кстати, на счет Part Manufacturer Approval еще бабушка надвое сказала. Важно, что Минтранс создает правовой прецедент. А дальше можно запускать промышленный ксерокс. И кто там после разберет, насколько оно действительно approval, и откуда оно, вообще, поставлено. Тридцать лет переклеивали российские шильдики на китайские запчасти. Наверное, уж куда проще научиться переклеивать наоборот.