МОСКВА (ИА Реалист). 63 российских морских порта по итогам 2023 года обеспечили грузопоток 884 млн тонн при производственной мощности 1,368 млрд тонн. При этом порты способны нарастить объемы грузопотока еще на 35%. Об этом на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным сообщил новый глава Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко.
Как сообщила пресс-служба правительства, встреча была посвящена обсуждению приоритетных направлений работы агентства и планов на ближайшую перспективу. В том числе и о расширении пропускной способности водных магистралей, строительстве мультимодальных хабов, интеграции портов новых регионов в транспортную систему страны, а также о подготовке кадров для отрасли.
Как отметил Мишустин, президент Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что развитие судоходства – и пассажирского, и грузового – это очень важное направление деятельности, в котором особая роль отводится агентству.
«От результатов вашей работы зависит эффективность и безопасность водных путей. Это напрямую влияет на связанность наших территорий, на их экономический рост, а также на укрепление международного сотрудничества. Открывает дополнительные возможности для промышленности, туризма, целого ряда смежных отраслей», — подчеркнул глава правительства.
Андрей Тарасенко отчитался, что по объёмам перевалки лидирует Азово-Черноморский бассейн, который обеспечил перевалку более 291 млн тонн. Там используются провозные способности железнодорожных и автомобильных путей, и самое главное, что задействован речной потенциал.
«Вот это очень важно, потому что, как вы знаете, сегодня большие реки – Обь, Иртыш, Лена, Енисей — не используются в полной мере. Грузооборот на реке падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны сорганизовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу. Многие компании получили лицензии, у них есть месторождения, но они не имеют или ещё не выстроили логистику. Поэтому мы сегодня с «Росатомом» договариваемся о создании на таких арктических и северных реках определённых хабов, которые будут накапливать груз и выходить уже на Северный морской путь», — рассказал Тарасенко.
Аналогичная ситуация, по его словам, наблюдается и на Дальнем Востоке.
«У нас Дальний Восток перевалил за 2023 год 238 млн тонн. Меньше, чем юг. Мы с железнодорожниками, со всеми стивидорами говорим сегодня о том, что река должна соединиться с портом. То есть должен быть мультимодальный хаб на базе речных портов, в котором заинтересован и морской порт. Он должен его строить или участвовать в его строительстве, он его должен обеспечивать грузами. Все должны понимать, что, как только навигация открывается, сразу пошла работа этого хаба. И река заработала. Амур, например, раньше перевозил 20 млн тонн», — пояснил глава агентства.
Он также добавил, что эта работа для агентства является приоритетной.
«Нужно готовить программу тогда. Судоходные пути у нас имеют огромный потенциал. Их протяжённость в стране – больше 100 тыс. км. Связывают пять морей. И проходят по 60 регионам страны. А по северному завозу практически это единственное средство доставки», — в свою очередь подчеркнул Мишустин.
Премьер напомнил, что еще одной важной задачей является восстановление инфраструктуры, в том числе и водные пути, в новых регионах — Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Херсонской и Запорожской областях.
Тарасенко в ответ заверил, что агентство уже ведет соответствующую работу в данном направлении — все порты в новых регионах полностью состоят на учете. Он пояснил, что для полноценной работы водных путей необходимо обеспечить поставки грузов для предприятий. В связи с этим агентство помогает им создавать грузовую базу, а также приводит в порядок все глубины, которые необходимы, чтобы обеспечить проход судов.