МОСКВА (ИА Реалист). Россия и Иран договорились о транзите 12 млн тонн железнодорожных грузов в год через персидскую территорию. В общей сложности это порядка 3 тысяч составов. Об этом сообщает иранская пресса, а также Twitter замминистра дорог и городского развития Ирана Сейеда Миада Салехи, который посетил Москву с двухдневным визитом.
Маршрут пролегает через Астрахань в иранский порт Бендер-Инзели, дальше по ж/д до портов Ирана в Персидском заливе. Так сонный Каспий становится для Москвы торговым окном в мир. Адекватных железнодорожных артерий через Азербайджан для транзита нет.
Кроме того, возникает древняя проблема с разной шириной колеи и не менее древняя проблема с надежностью посредников, которые пригласят НАТО на Каспий или начнут юлить с таким приглашением. В течение года Россия и Иран также апробировали доставку через Казахстан и Туркмению. Однако транскаспийский путь предпочтительнее, потому что сокращает количество контрагентов.
Добавляет интриги тот факт, что недавно парламент Ирана ратифицировал вступление в ШОС, с подписанием соответствующих уставов и договоров.
Торговую ось Север-Юг между Москвой и Тегераном можно ставить в один ряд со стратегией Нового шелкового пути, а по исторической аналогии – с Путем из варяг в греки. Новая торговая артерия создает здоровую конкуренцию нарастающей зависимости от КНР. Торговля с Поднебесной становится для Москвы не безальтернативной. Через Иран открываются перспективы для товарообмена с Индией, Пакистаном и Бангладеш.
Отличный стимул развивать транскаспийские морские перевозки и порты. Между прочим, Казахстан держит нос по ветру. Акватория резко оживляется. Еще летом сообщалось, что Астана планирует запустить по Каспию 10 паромов и создать контейнерный порт в Актау.
Ось Север-Юг является естественным противовесом турецкому присутствию и турецким амбициям в регионе. Даже геометрически она перебивает щупальцу так называемого «Турана», которая ползет в Среднюю Азию через Закавказье.