МОСКВА (ИА Реалист). Российские эксперты ЭИСИ 4 марта провели круглый стол на тему «Наблюдатель на выборах: объективность vs. большая политика». Участники дискуссии обсудили миссию и роль общественного наблюдения, а также технологии обеспечения прозрачности выборов в новом электоральном цикле.
Руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов сообщил, что «82% россиян замечают наличие наблюдателей на избирательных участках, что оказывает значительное влияние на формирование института доверия и прозрачности выборов». По мнению 45% опрошенных, присутствие наблюдателей повышает честность выборов и доверие к результатам голосования.
Политические партии и кандидаты не в состоянии «закрыть» своими наблюдателями и половину участков как на федеральных, так и на региональных выборах. Добиться максимального присутствия наблюдателей на избирательных участках, почти 100%, удавалось только Общественной палате Москвы.
С учетом российских электоральных реалий нужен ли институт наблюдения за выборами? На вопрос ИА Реалист ответил генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов:
«В вопросе обеспечения честности выборов с помощью наблюдателей есть три проблемы – их численность, подготовка и, что очень важно, их цель работы на избирательных участках во время голосования.
В России почти 95 тыс. избирательных участков, поэтому, на первый взгляд, 100 тыс. наблюдателей, которых планирует подготовить одна только Общественная палата России должно с лихвой хватить для того, чтобы «закрыть» все избирательные участки. Но в действительности, большая часть этих наблюдателей будет приходиться на большие города, а участки в небольших населенных пунктах, в первую очередь, в сельской местности останутся без наблюдения. Далеко не все наблюдатели готовы поехать туда за 100-300 км, да еще на три дня.
К тому же помимо формальных знаний о том, как проводится голосование и какими правами в этом процессе обладают наблюдатели, надо знать смежные положения выборного законодательства и просто иметь мотивацию работать несколько дней, включая последний день голосования и подведения его итогов, который порой заканчивается в 4-5 часов утра. Я уже не говорю про наблюдателей в территориальных комиссиях.
И, что очень важно, наблюдатели должны не фиксировать нарушения (явные или мифические), а предотвращать их. Об этом говорил и председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате России Максим Григорьев, но будут ли это делать наблюдатели, да и смогут ли они это делать».