МОСКВА (ИА Реалист). Закон об основах тарифного регулирования до сих пор не принят. Хотя эта задача ставилась президентом РФ еще в 2020 году перед прежним составом ФАС.
Новая команда Антимонопольной службы ревностно взялась за дело. И в 2021 году даже подготовила нормативную концепцию тарифного регулирования. И даже собиралась ее вынести на комиссию по законопроектной деятельности в феврале 2022 года, но что-то пошло не так.
Как и ожидалось, идея натолкнулась на жесткое противодействие естественных монополий и корпораций, которые всеми когтями цепляются за свободный рынок, сопротивляясь любым форматам нормирования системы.
А концепция тарифного регулирования предполагает именно нормирование. Изюмом всей концепции является метод сравнительного анализа эталонных расходов (затрат). Это попытка установить для всех отраслей единые цели и методы и алгоритмы тарифного регулирования.
Завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев рассказал в интервью газете «Ведомости» о причине срыва попытки регулирования тарифов:
«Законопроект до сих пор не принят, потому что монополии не хотят прозрачного регулирования тарифов, а ведь это десятки триллионов рублей, которые население и бизнес платят за услуги ЖКХ, транспортировку нефти и газа, перевозки РЖД, услуги аэропортов, которые включаются в цену билета. Сейчас установление цен осуществляется на основании подзаконных нормативных актов, а единых правил и принципов нет».
Закон позволил бы перекрыть многие лазейки, существующие в формировании тарифов. Но у него есть и другой психологически важный эффект. С точки зрения идеологии — это важный шаг к нормированию затрат в российской экономике. А нормирование — прямая дорога к госплану. Поэтому тема тарифного регулирования наводит священный трепет на российский финансовый блок.