В ходе дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что Правительство России признало неэффективным порядка трети государственных программ.
С чем связан провал госпрограмм? Как повысить эффективность госаппарата? На эти вопросы Экспертной трибуне “Реалист” ответил кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин:
“Проблема заключается в том, что система государственного управления последние 15 лет приемлемо функционировала за счёт коррупционной “смазки”. Она есть в любом механизме государственного управления даже в странах, которые отличаются наименьшим уровнем коррупции. Вопрос в соотношении доли “железа”, то есть действующих механизмов, и “смазки”, которая должна эти механизмы смазывать. У нас весь постсоветский период происходит деградация составляющего “железа” в функционировании государственного механизма. Но в нулевые годы, несмотря на деградацию, это компенсировалось повышением количества коррупционной “смазки”.
Грубо говоря, человек, который дистрофией страдает, у него мышечная масса атрофируется, но параллельно с этим он обрастает жиром. Такими темпами обрастает жиром, что кажется, что вес становится больше, хотя мышечная масса у него уменьшается, и он умирает от дистрофии, хотя внешне он толстый.
Тоже самое происходило с российской государственной машиной. Она функционировала все больше за счёт коррупционной подпитки. Это было нормально. Когда она исчезла, ну не то чтобы совсем исчезла, но её количество серьезно уменьшилось, то есть грубо говоря, вот этого дистрофика больного ожирением все увидели таким, какой он есть на самом деле. Выяснилось, что у нас механизм управление госпрограммами очень неэффективен. Прежде всего, это выяснилось на региональном уровне, потому что в региональных администрациях после этих показательных губернаторских посадок уровень коррупции заметно снизился, но они практически перестали работать, они находятся в параличе, потому что боятся работать из-за того, что их посадят. А без коррупционной подпитки как-то непривычно.
Работа во многих регионах России, не во всех, на Дальнем Востоке больше, в центральной России меньше, она практически встала. То же самое, но в меньшей степени, касается и федерального уровня. Именно поэтому сейчас выясняется, что у нас госпрограммы неэффективны. Хотя я думаю, что сама по себе, если брать абстрактно, форма либо госпрограммы, либо проектное финансирование, к чему предлагают переходить, по большому счёту друг от друга в современной России не отличаются. Конечно, там же нужно больше ориентировать исполнителей не на процессы от госпрограммы, а на результат от проектного финансирования, но результаты вполне можно прописывать и в госпрограммы. А у нас если дать волю бюрократии, она и в проектном финансировании результаты поддельных процессов, напишет крайне непрозрачно, и их можно будет трактовать широко.
Я вижу проблемы не в методологическом подходе в проблеме реализации госпрограммы, а в практическом подходе. Нужно сознание чиновников менять. Они уже поняли, что такой коррупционной подпитки не будет, а без неё они работать не привыкли. Боюсь, что это поколение чиновников уже не сможет работать без коррупционной подпитки, стимула у них уже нет. Нужно обновлять поколение, чтобы приходили те, которые не помнят этих “шоколадных времён” 2007-2008 гг. и даже 2013 года, когда было очень хорошо с точки зрения “смазки”.
Мы не готовы в кадровом плане, потому что система настолько перезрела, её нужно менять не то чтобы сразу всю, а последовательно, но целиком. А у нас ситуация как в случае с инфляцией, раньше все искали из-за чего цены растут и прочее. Начинали давить на ритейлеров, они говорили, что это поставщики и все прочее. В итоге приходили к выводу, что инфляция набирает обороты из-за того, что естественные монополии повышают цены. А после них уже дальше транспорт, издержки у производителей, поставщиков, ритейлеров, они на свои издержки накручивают маржу. Только естественные монополии – “священная корова”, им запретить повышать цены на свои услуги и продукцию было нельзя. Вот и также с обновлением кадров, система должна обновляться снизу доверху, или сверху донизу – не важно. А у нас есть круг неприкасаемых на уровне сильно выше среднего, которые меняться не будут. А если их не менять, то менять что-то на низшем и среднем уровне бессмысленно. Не готовы мы к этому, ситуация будет усугубляться. Путину придётся из этой ситуации выходить методом боюсь, что не сильно эволюционным.
Что касается молодых губернаторов. Думаю, что это попытка сменить форму без изменения содержания. То есть технократы, кого сейчас называют молодыми технократами, это те же самые чиновники предыдущего поколения, просто с грамотной политикой в соцсетях и умением пользоваться айфоном, условно очень я говорю, обобщаю. Суть та же, только форма меняется. Необходимо суть чиновников менять”.
Павел Салин – кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, специально для Экспертной трибуны “Реалист”