Правительство Германии решило софинансировать строительство судоходного терминала по сжижению природного газа на севере страны стоимостью 500 млн евро ($576 млн). Это позволит принимать танкеры из США, Катара и других стран. Об этом ранее сообщало ИА “Реалист” со ссылкой на Wall Street Journal. По словам руководства ФРГ, решение принято “из-за экономических интересов Германии, а не из-за давления со стороны США”.
Какие цели преследует Берлин? На вопрос ИА “Реалист” ответил кандидат политических наук Ваге Давтян:
“Каким бы ни был велик соблазн рассмотреть решение немецких властей по строительству судоходного терминала по сжижению природного газа в контексте российско-американской геоэнергетической конкуренции, на сей раз это явно не тот случай. Можно с уверенностью констатировать, что за решением Берлина стоит долгосрочное стратегическое планирование, нацеленное, прежде всего, на увеличение своего удельного веса в международных транспортно-логистических коммуникациях. И хотя Дональд Трамп уже начал весьма воодушевленно использовать данное решение в качестве важного тезиса в своей риторике, тем не менее, нет никаких оснований утверждать, что строительство терминала вытеснит российский газ с европейского рынка. Ибо проект преследует более масштабные цели, выходящие за рамки исключительно энергетической составляющей. Думаю, здесь важно остановиться на трех базовых факторах.
Во-первых, терминал предназначен не только для американского СПГ. Через Гамбург на европейский рынок попадает СПГ из Катара – крупнейшего поставщика в этом сегменте, Алжира, есть планы также по Египту и Австралии. Более того, с запуском “Ямал-СПГ” открываются неплохие возможности и для налаживания поставок из России, что приобретает особую актуальность с использованием Северного морского пути, выходящего на гамбургский порт (к слову, НОВАТЭК уже начал пробивать себе место на европейском СПГ-рынке, осуществляя поставки в Великобританию и Испанию). Словом, Германия, верная традициям экономической диверсификации, “не складывает все яйца в одну корзину”. И в этом смысле строительство терминала – очередной шаг, направленный на укрепление своей безопасности.
Во-вторых, доля СПГ на европейском газовом рынке все же продолжает оставаться незначительной. По итогам 2017 года доля сжиженного газа на европейском газовом рынке составила беспрецедентные 16%, что стало возможным благодаря сокращению добычи на нидерландском Гронингене и закрытию газового хранилища Rough в Великобритании. При этом в Берлине понимают, что США будут демпинговать в Восточной Европе, где подобный инструмент экономической конкуренции вполне приемлем: рынки здесь весьма скромные, следовательно, во имя геополитических целей можно и искусственно снизить цену себе в ущерб, как это недавно было сделано в отношении Польши. Учитывая подобный расклад, Германия сегодня пытается замкнуть на себе логистику, выступая своего рода связующим звеном между США и Восточной Европой. При этом в Европе наблюдается избыток терминалов по приему СПГ: сегодня используется лишь 30% их суммарной мощности. Это в очередной раз свидетельствует о нацеленности Германии на реализацию долгосрочной стратегии, которая должна привести ее к статусу главного европейского газораспределительного хаба.
В-третьих, важно учесть также тенденции развития рынка бункеровки СПГ. Как известно, в мире сегодня эксплуатируются около 120 судов, работающих на сжиженном газе, при этом две трети из них – в Европе. Ожидается, что к 2020 г. количество таких суден достигнет 500-600 единиц, что отчасти будет обусловлено также развитием бункеровки в самой Германии, стремящейся сформировать динамично растущий рынок заправки кораблей на Балтийском море. Первые контракты уже заключены”.
Ваге Давтян – кандидат политических наук, доцент Российско-Армянского (Славянского) университета, специальнодля ИА “Реалист”