Россельхознадзор снял введенные из-за птичьего гриппа ограничения на поставку в Россию птицы, яиц и другой птицеводческой продукции из США и Канады. Ограничения касались “живой птицы и инкубационного яйца, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции, не прошедших тепловую обработку (не менее 70°С), кормов и кормовых добавок для птиц, а также бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки птиц, пуха и пера”.
“Одновременно отменяются временные ограничения на перемещение и транзит по территории России живой птицы из Канады, а также живой птицы, продукции птицеводства и инкубационного яйца из США”, – уточнили в ведомстве.
Причины снятия продэмбарго ИА “Реалист” обсудило с кандидатом экономических наук Игорем Бобровым:
“Данная мера может иметь троякий смысл.
1. Политическая договоренность (по санкциям и украинскому вопросу) с англо-американцами может быть не за горами, в свете чего необходим какой-то дружелюбный ход, притом и не слишком дорогостоящий. Даже с учетом возможности куриного демпинга (кстати, легко перекрываемого санитарными мерами безопасности по линии Санэпиднадзора).
2. Подстёгивание более глубокого отечественного потребления зерна и производства птицеводческих товаров, для коих зерно – это чуть ли не основное сырьё.
3. Давление как на других экспортёров птицы (как-никак, Дания и Голландия, те ещё древние империалистические державы и в чём-то лидеры ЕЭС или, например, наш союзник Бразилия), так и на импортёров американской птицеводческой продукции, например, Японии и Саудовской Аравии.
Я не склонен считаться со всеми экстремальными версиями наподобие военно-полицейской (птицепродукты как сырьё для солдат и заключённых) или лоббистской (интересы отдельных оптовиков и розничных сетей), например, по причине сравнительно высокого технологического уровня (а значит и степени переработки субпродуктов) птицеводства в этих вот именно странах.
Лично мне представляется наиболее вероятной попытка отраслевого форсажа, которым Владимир Путин, как автократический вождь, в общем-то постоянно с 1999 года занимается. И в данном случае эта попытка может быть связана с дипломатической целесообразностью.
Совершенно ясно, что рынки возникают вокруг товаров, а если эти товары достаточно высокотехнологичны и политизированы, так не стоит ждать торжества на таких рынках чистой коммерческой свободы конкуренции.
Кроме расходов по авторским вознаграждениям и по продвижению, включая лоббизм (они могут стать воистину страшными), будут иметься расходы, связанные с недвижимостью. И вот тут Россия довольно конкурентоспособна в глобальном измерении”.
Игорь Бобров – кандидат экономических наук, специально для ИА “Реалист”