Основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный запустил проект “Умное голосование”. Его целью оппозиционер провозгласил объединение оппозиции и подбор сильных конкурентов кандидатам от партии “Единая России” на региональных выборах осенью 2019 года.
“Наша цель – разрушать монополию “Единой России”. Разрушим – сможем и нормальных кандидатов выдвигать”, – говорится в публикации главы ФБК.
По подсчетам Навального, как правило, “Единая Россия” побеждает на каждых выборах с результатом 30-35%. При этом большинство голосов отдают за оппозицию. Поскольку голоса распределяются между несколькими кандидатами и партиями, то превзойти ЕР не удается.
На примере результатов выборов в Мосгордуму 2014 года в избирательных округа № 6, 24 и 34 оппозиционер продемонстрировал предложенную стратегию победы над “Единой Россией”. В этих округах победу на выборах одержали депутаты столичного парламента Надежда Бабкина (36,91%), Зоя Зотова (40,42%) и Александр Семенников (42,04%).
Перспективы проекта “Умное голосование” в беседе с корреспондентом ИА “Реалист” оценил политолог Михаил Мирзоян:
“План Навального”, если можно так назвать путь к победе на выборах, у профессионалов, участвовавших в различных кампаниях может вызвать лишь улыбку. Его стратегия, конечно, не лишена смысла, но и технологической находкой её назвать нельзя. Предложенное Навальным лежит на поверхности, хотя презентуется как некое ноу-хау.
Улыбку вызывает тот пионерский задор, с которым оппозиционер обращается к своим сторонникам, вселяя им надежду на электоральный успех оппозиционной партии несистемного толка. Хотя сам Навальный считает, что ядро его электората – умные и продвинутые хипстеры, на самом деле это не так. Глава ФБК по своей сути – большевик образца 1917 года. И последователи его подстать “швондерам” и “шариковым” как минимум политически недальновидные молодые люди, уверенные в своей правоте всегда и во всём, что касается сферы политики и государственного управления. Они на этом политическом фланге одиноки. Именно на такого рода контингент и рассчитана риторика Навального.
Они не понимают, что строить планы, писать стратегии избирательных кампаний и уметь их реализовывать в сложившихся политических условиях – абсолютно разные вещи. При этом я не ставлю под сомнение конечную цель плана Навального, которая заключается в разрушении монополии “Единой России”. Эта задача, как мы видим, вполне решаема и без Навального. В связи с этим его презентация будущих побед является очередной попыткой остаться в политической повестке и не дать уйти поредевшим остатками своих сторонников к тем, кто на деле уже показал, что “Единую Россию” вполне можно побеждать, будучи даже системным оппозиционером”.