На смену цифровому капитализму придет цифровой социализм. Об этом в статье для телеканала Al Jazeera заявил научный сотрудник Йельской школы права Майкл Квет.
«Решение, основанное на цифровом социализме, необходимо для превращения социальных сетей в глобальное демократическое достояние. Это уничтожит большие социальные медиа, передав право собственности и контроль непосредственно в руки людей», – уверен Квет.
В качестве примеров цифрового социализма аналитик приводит такие соцсети, как Fediverse и LibreSocial, которые «доказывают, что мир, в котором пользователи не эксплуатируются, возможен», «но они одни не могут вытащить миллиарды пользователей из больших социальных сетей».
По его словам, «страшная пятерка» – Google, Amazon, Facebook, Apple и Microsoft – обладают огромной властью, а их совокупное состояние превышает $5 трлн. «После многих лет консолидации рынка и эксплуатации, критики в Соединенных Штатах пытаются сломать гегемонию Big Tech антимонопольным законодательством», – отмечает эксперт.
В частности, «юристы и политики предложили реформировать социальные сети с использованием антимонопольного законодательства и нормативных актов для создания более конкурентного рынка». «Передача этой задачи рыночным силам, однако, является плохой идеей, которая не решит главную проблему: частный контроль над сетями и использование внимания пользователей для получения прибыли», – считает Квет.
Несколько лет назад Facebook скупил Instagram и WhatsApp, а теперь стремится интегрировать все три платформы в единую коммуникационную сеть. Однако ученые Тим Ву, Сара Миллер и Мэтт Столлер уже предложили поделить Facebook, Instagram и WhatsApp на три отдельные компании. Они надеются, что эти компании будут тогда конкурировать за клиентов, что заставит их относиться к пользователям с уважением. Нет веских оснований полагать, что это будет способствовать сохранности частной жизни, а сама конкуренция – сдерживать вредоносное поведение. Даже если эти компании распадутся, учитывая, что их бизнес-модель основана на показе рекламы и использовании пользовательских данных, у них не будет серьезных стимулов изменить свое поведение, резюмирует американский исследователь.