Какие чувства у зрителя вызывает современный кинематограф? О чем заставляет задумываться и чему сопереживать? Об искусстве, как о спасении, о поисках и новых творческих задачах в беседе с французским кинорежиссёром, актёром, продюсером и сценаристом Сержем Аведикяном.
Может ли художник ощущать такое чувство, как абсолютное счастье, и дает ли подобное состояние возможность работать полноценно?
Знаете, творческий человек не умеет прибывать в гармонии. Состояние абсолютного счастья разрушительно для нас. Но, это не означает, что мы мазохисты. (Смеется.) Понимаете, мы страдаем душевной аритмией, которая не дает нам возможности выбирать тот путь, по которому идет большинство. Трудно объяснить ̶ почему. Сомнения, колебания и особая чувствительность позволяют нам искать новые пути, сочинять, писать, создавать. Хотя, я не до конца уверен, что между этими состояниями есть связь. Возможно.
Для многих счастье соразмерно с богатством, благополучием или успехом. Это некий универсальный закон, который действует подсознательно.
А этот закон способен дать свободу, которая так необходима для творчества?
Нет, это кандалы и ограничения. Это границы, которые не позволяют человеку видеть жизнь во всех ее красках. Артист же сам создает собственные рамки, и конечно, они шире и пространственнее. Сергей Параджанов очень любил рамки, в них он искал новые грани. Художник всегда находится в поисках.
А если говорить о современных технологиях. Это тоже в каком-то смысле рамки, или наоборот, они помогают художнику лучше узнать этот мир? И к чему это может привести?
Сегодня сложно предугадать, к чему приведут современные технологии в будущем. Конечно, интернет – это мощная и полезная сила. Но, нельзя забывать о том, что это виртуальный и бездуховный мир. Если современные технологии могут заменить человеку реальный мир, значит, что-то пошло не так. Духовное начало должно быть превыше всего, это двигатель и источник жизни.
Кино, подобно мечте, это свободолюбивый инструмент, с помощью которого ты можешь создавать реальность во всех ее проявлениях. Кино — это не мода, это не временное явление, это эстетическая потребность человека.
А такое явление, как сериалы. Это потребность сегодняшнего дня, отражение нашей с вами жизни, отношение к человеческим ценностям? Что это за явление?
Сериалы – это не искусство, это кривое зеркало, которое искажает нашу действительность, это пародия на жизнь, на людей, на современное мышление. Почему так происходит? Потому что создание сериалов сегодня, это в первую очередь бизнес, а качество, профессионализм, преданность искусству — являются второстепенной задачей. Эти работы не остаются ни в нашей памяти, ни в наших сердцах. Это все временно, как мода на какую-то вещь.
Хорошие сериалы снимают в Англии, в Америке, немного во Франции. Сериал дает возможность шагать в ногу со временем, создавать современные прототипы на экране, но, на это способна лишь профессиональная работа. Я не против сериалов, если режиссер с помощью качественной драматургии рассказывает зрителю интересные истории.
Об интересных историях. Над чем вы сейчас работаете?
Я завершил написание нового сценария под названием «Последние наследники». Это история о жизни эмигрантов, которые при столкновении с иной реальностью меняют людей вокруг себя, приносят в их жизнь нечто новое, и не всегда это новое воспринимается и приживается.
Эта тема актуальна сегодня. А какие у вас планы на будущее?
Мы начали работу над проектом, который называется «Последний раунд в Истанбуле». Действие фильма происходит в 1946 году. История начинается в городе Аддис-Абебе, заканчивается в Марселе. Фильм состоит из нескольких сюжетных линий. Одна из ключевых линий ̶ это жизнь 2 героев: сестры и брата, они армяне, оставшиеся без родителей, это второе поколение после Геноцида. Все начинается с боя на ринге между героем армянином и турком. В этом фильме мы поднимаем ряд важных тем, как для нас, армян, так и в общечеловеческом значении. Мы планируем приступить к съемкам в начале следующего года.
Вы выступаете в этом фильме в роли сценариста и режиссера?
Да, я режиссер и сценарист, а также у меня есть небольшая роль в этой картине. Хочу рассказать вам о том, как будет создаваться этот фильм. Это очень интересно.
Расскажите!
Особенность и вместе с тем сложность фильма заключается в том, что все объекты, где будут происходить сцены фильма, взяты из архивов. Постановка, игра актеров будут выполняться на основе этих архивов. Съемки будут проходить во Франции и в Армении.
Многих пугает выбранный мною путь для создания этого фильма. В такой стилистике снято мало картин, особенно художественных. Но, этот фильм по- иному создать невозможно, нужно точно попасть во время, в эпоху.
Отмечу также, что музыку к фильму будем писать в Армении. Я хочу, чтобы этот проект имел связь с Арменией. Обязательно.
Беседовала Наринэ Давидян, специально для ИА «Реалист»