В ночь с 18 на 19 января Православная Церковь вспоминает крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Как повествуется в Евангелии (Мф. Гл 3; Мк. 1 гл; Лк. 3 гл; Ин. 1 гл) этим событием Иисус являет себя народу израильскому и начинает Свое служение. Примечательно, что способ, каким Христос явил себя людям, то есть через омовение, был довольно распространенной ритуальной практикой своего времени. Вода была символом жизни, обновления и очищения. И до сих пор трудно найти религию, где бы не отводилась подобная роль воде.
Сам праздник Крещения Господня входит в число двунадесятых не переходящих церковных праздников и именуется так же Богоявлением. И это не случайный синоним. Справедливости ради стоит отметить, что непосредственно, сам праздник изначально был неотделим от праздника Рождества и составлял единый праздник Богоявления. При желании почтенный читатель сам может полюбопытствовать о тонкостях исторической трансформации праздника, вернее ее внешней обрядово-культурной составляющей. Нас же интересует внутренняя смысловая ее часть.
Что же такое крещение?
Буквально в переводе с греческого означает погружение. Символику и смысл данного действия еще с самого начала служения Христа и затем проповеди апостолов составляли 2 константы: покаяние и конец старой жизни и начало новой: “неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились?.. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос Воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). В другом месте святой апостол Петр объясняет своей пастве, что крещение есть «не плотской нечистоты омытие, а обещание богу дорой совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1 Пет. 3:21). И во многих местах Священное Писание раскрывает нам, что крещение – это признание, что твоя жизнь Без Христа – это банкротство, что твои ценности и приоритеты глубоко ошибочны, вне живой связи с живым Богом. Крещение это выбор быть с Богом и подтвержденная решимость умереть за Него и Его Правду в любое время. Иначе говоря, человек через крещение приносит себя Богу и говорит: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).
Однако нынешняя веселая картина с народными гуляниями вряд ли может у стороннего наблюдателя пробудить даже отдаленную тень подобных мыслей. Но для святого Апостола Павла и Петра и всех христианских мучеников и святых всех времен Крещение – означало готовность идти ко львам в колизей за Христа и в лагеря. Церковь имела и имеет свои четкие границы между путем жизни и путем смерти (Исх. 30:19), между тем, кто ищет Христа и жизни с Ним, и тем, кто ищет выгоды и забав (1Тим. 6:5). К сожалению, приходиться с грустью констатировать очевидный факт, что великое таинство вхождения человека в новую, вечную жизнь во Христе, во многом превратилось в магически-фольклерную забаву для миллионов. А с внутренней стороны есть другой печальный факт – отсутствие единой концепции в вопросе подготовки людей к Крещению. Весь святоотеческий опыт, на который ссылается и которым верифицируется любая богословская идея, однозначно свидетельствует о необходимости серьезного и длительного (от 1,5 до 5 и более лет) оглашения, то есть и теоретического и практического научения и вхождения в опыт христианской жизни. Все великие учителя Церкви, такие как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский – были учителями катехизаторами и годами готовили людей к этому великому таинству.
Самое большее чего удалось добиться на уровне церковного начальства – это 2 рекомендательные беседы перед крещением (Документ принят Священным Синодом РПЦ МП 11 декабря 2011 г.). Лед, как говорится, тронулся, но вода хоть и освящается, но не согревается, люди крестятся, но не меняются. Умножаются номинальные христиане и Церковь теряет соль (Мф. 5:13) и уважение думающих людей, превращаясь в комбинат религиозно-бытовых услуг. Будущее Церкви и всего нашего народа и государства зависит от понимания и решения этой проблемы. Церковь должна пробудиться и перестать “торговать благодатью” и начать серьезно и основательно готовить людей к принятию Христа, ведь “не можете служить двум Господам…, Богу и маммонне” (Мф. 6:24).
Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА “Релист”