На Украине предложили снести памятник князю Владимиру на Владимирской горке в Киеве и поставить вместо него памятник «жертвам крещения Руси 990 года», соответствующая петиция появилась на сайте городского совета украинской столицы.
Что означает борьба киевских властей с собственным прошлым? На вопрос Экспертной трибуны “Реалист” ответил кандидат исторических наук Алексей Ананченко:
“Борьба со своим прошлым показывает отсутствие настоящего и невозможность будущего. Представьте себе, если вы сейчас начнёте искать негативные причины того, почему вы появились на свет и почему именно такой. Всегда можно найти в семейном прошлом, его преданиях, особенно если постараться искать, не только добрые образы своих предков, но и возможность предъявить кому-то претензии о насилии, или неиспользовании безопасного секса.
Предъявлять прошлому можно, конечно, любые претензии – оно стерпит. Проблема и в том, что прошлому и вашим предкам совершенно всё равно, какие претензии вы к ним предъявляете. Это не их проблема, а ваша проблема. Причём ваша проблем совсем не в том, что вы думаете об этом. Проблема в том, что вы не можете использовать знания о прошлом во благо себе, для вашего духовного развития, укрепления и гармонии. Нет, ваши претензии к прошлому – это попытка вогнать себе в глаз бревно.
Это такая простая и ясная попытка использовать взгляд в прошлое для духовного самоубийства себя сейчас. Больше ничего за этим нет. “Как же так?”, – закричит какая-то часть наших читателей. “Вы нас хотите лишить истории!”.
Нет! Вас мы не лишаем истории. Просто до тех пор, пока люди духовно не созрели, им нельзя давать информацию и знания, которые их разрушат, не дадут жить и нормально развиваться. Детям ведь до определённого возраста вы не рассказываете о сексе, а рассказываете про аистов, капусту и другие важные и, самое интересное, правдивые истории об их происхождении. Можно ли поступить по-другому? Можно, и мы даже знаем места на Земле, людей, организации и формы типа ювенальной юстиции, поступающие иначе, рассказывающие детям всё и сразу. Кто вырастает из таких детей? Вырастают из них, как правило, нравственно и социально больные и духовно убогие взрослые.
Не все взрослые сегодня тоже оказываются достаточно созревшими, чтобы узнать свою историю. Они от этого не станут лучше понимать и ориентироваться в истории. Что же станет с ними? Они просто не смогут жить в настоящем. История – это важная и сложная высота развития души, позволяющая видеть мир не разорванным и гармоничным, несмотря на все преступления, противоречия и проблемы, существовавшие и существующие в нем.
История – это возможность видеть не только гвозди на распятии Христа, но и помнить про Пасху.
История – это возможность видеть светлое, духовно высокое, гармоничное, ведущее нас через любую эпоху к тому миру, о котором мы мечтаем и в котором хотим жить. Это возможность соединить сегодня и в себе высокое и живущее.
Сегодняшняя Украина показывает нам прямо противоположные примеры, когда всё не уничтоженное, оставшееся, важное и светлое хотят превратить в пепел. Вот и до принятия христианства дошли, до князя Владимира, и до Ольги скоро доберутся. И что тогда? А тогда они вспомнят, что они не украинцы и не русские, а древляне, поляне, северяне, тиверцы или бужане. И что же останется им? Ничего! Вся их история оказывается ничем и лишённой смысла. А всё только потому, что они разрушают осмысленную, позитивную духовную связь времён, главного в истории. Они лишают себя не только своей истории, не дают прожить настоящее и состояться будущему.
История – это Правда. Но к правде надо быть готовым и способным её вынести и с ней жить. А как? Просто надо стать лучше, верить в добро и любовь”.
Алексей Ананченко – кандидат исторических наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета, специально для Экспертной трибуны “Реалист”