ИА Реалист: новости и аналитика

Русский/English/العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Анкара и Баку готовят новую транспортную блокаду Армении

Вместо «разблокирования» коммуникаций с турецко-бакинскими агрессорами, доктор политических наук Ваге Давтян предлагает диверсифицировать армянскую транспортно-логистическую систему через строительство железной дороги Ванадзор-Фиолетово и приобретение железнодорожных паромов

Ваге Давтян Ваге Давтян
29 января, 2021, 21:45
Мнения
Фото: b24.am

Фото: b24.am

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Вопреки риторике властвующей в Армении хунты о том, что установление железнодорожного сообщения по линии Карс-Игдыр-Нахичевань-Мегри-Зангелан-Баку-Дербент приведет к большим экономическим преобразованиям в регионе, во-первых, более чем очевидно, что данная магистраль мало чего общего имеет с экономической целесообразностью. Во-вторых, не сулит Армении ничего, кроме очередных геополитических рисков.

Заявления о необходимости разблокирования коммуникаций в регионе с интеграцией в них армянских транспортных инфраструктур – не более чем очередное проявление популизма, столь свойственного армянской политической действительность последних 2,5 лет. Ибо необязательно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: запуск железнодорожного сообщения по указанному маршруту окончательно замкнет транспортное кольцо вокруг Армении, в результате чего блокада, в которой пребывала республика в течение последних 30 лет, не только не исчезнет, но приобретет новые очертания.

В связи с этим важно принять во внимание такой ключевой в регионе транспортный фактор, как введенная в эксплуатацию в 2017 г. железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, в качестве логического и неизбежного продолжения которой Анкара рассматривает ныне активно лоббируемый маршрут Карс-Игдыр-Нахичевань с выходом через армянский Мегри на переданные в результате войны в Карабахе территории (Зангелан) и дальше – в Баку. Логистика замыкается, не оставляя Армении никаких шансов подключиться к ней по той простой причине, что действующая сегодня в республике железная дорога не располагает выходом в область Сюник (юг Армении) и, в частности, город Мегри. Строительство же нового железнодорожного полотна в современных сложных для Армении экономических условиях, а также ограниченности возможностей российского концессионера армянских железных дорог представляется маловероятным.

Другое дело, если бы разблокировка имела место через железную дорогу Карс-Гюмри, действующую до 1993 г. К слову, данный участок находится в пригодном для эксплуатации состоянии и, по оценке специалистов, в результате проведения соответствующих ремонтных работ, может быть задействован в течение 1-2 месяцев. При восстановлении движения оездов на этом участке разблокировка региональных коммуникаций могла бы быть реализована через армянский Ерасх (север области Арарат) в Нахичевань и дальше – по отмеченному выше маршруту до Баку. Однако в условиях жесткого протекционизма турецко-азербайджанской транспортной стратегии разблокировка коммуникаций с полноценным вовлечением армянских транспортных инфраструктур сегодня вряд ли может быть реализована.

Выходит, что армянская сторона в рамках переговоров по разблокировке коммуникаций всего лишь обслуживает интересы турецко-азербайджанского тандема, ставя под вопрос собственную субъектность и фактически выступая не в качестве государства со своими национальными интересами, а в статусе территории, открытой для транспортной интеграции Анкары и Баку.

Парадокс, однако, в том, что наряду со всем этим властвующая в Армении группа дилетантов продолжает кормить свой электорат баснями о новых возможностях, вырисовывающихся в результате разблокирования коммуникаций. Тогда как очевидно, что озабоченность повышением уровня безопасности и диверсификацией армянской транспортно-логистической системы должна была, прежде всего, отразиться в таких инициативах, как строительство железной дороги Ванадзор-Фиолетово а также приобретение железнодорожных паромов.

Строительство ж.д. Ванадзор-Фиолетово позволило бы соединить линию Иджеван-Раздан-Ереван с линией Тбилиси-Айрум-Гюмри-Масис, существенно сократив сроки грузоперевозок, а также понизив тарифы на них.

Что касается железнодорожных паромов, то, начиная с 2018 г., Еревану предлагалось приобрести два парома, находившихся в Керчи, по цене примерно от 2 до 3 млн долл. США за каждый. Ереван отказался, сославшись на то, что предлагаемые паромы эксплуатируются с 1980-х годов, соответственно, их содержание будет затратным. Аргумент этот, конечно, можно понять (хотя это предмет особого обсуждения). Однако очевидно, что за этим должны были последовать действия по приобретению паромов нового поколения, стоимость которых составляет примерно 10 млн долл. США. Разумеется, ничего подобного не последовало. При этом очевидно, что приобретение хотя бы двух железнодорожных паромов (по 40 вагонов) позволило бы Армении стать игроком в грузинских портах, обеспечивая стабильные перевозки по столь важному направлению Поти-Кавказ-Поти.

Взамен этого целых два года власти обсуждали перспективы формирования в Армении «морского законодательства» с целью предоставления услуг «удобного флага» нерезидентам — владельцам судов. Разумеется, как и большинство инициатив, эта также осталась незавершенной.

Ваге Давтян – доктор политических наук, профессор РАУ, президент Института энергетической безопасности, специально для ИА Реалист

Внешняя политика АрменииВнешняя политика АзербайджанаВнешняя политика Турции
Предыдущая статья

Пираты нового времени: моряки рассказывают о нападениях у берегов Нигерии

Следующая статья

Для укрепления власти Путину нужны внешнеполитические победы: мнение

Похожие статьи

Мнения

Роман Старовойт и крах технократической глянцевой мечты

8 июля, 2025
Мнения

Венецианская свадьба Безоса — манифест нового феодализма

30 июня, 2025
Мнения

Война в Иране: США действуют, Китай снова не готов рисковать

22 июня, 2025
Мнения

Разведка, предательство и упадок: почему израильские ликвидации генералов в Иране стали возможны

16 июня, 2025
Мнения

Старая гвардия Хомейни уничтожена за час

13 июня, 2025
Мнения

Церковь принадлежит Христу, а не политикам: ААЦ стала жертвой ереванской агонии

12 июня, 2025
Важное
Важное

Метро, HIMARS и резервисты: Тайвань моделирует полномасштабное вторжение Китая

15 июля, 2025

ТАЙБЭЙ (ИА Реалист). Военные учения Han Kuang 2025 приобрели в этом году беспрецедентно реалистичный характер: военная полиция с ПТРК Javelin...

Биткоин пробил отметку $120 тысяч на фоне ожиданий регуляторной реформы в США

14 июля, 2025

НЬЮ-ЙОРК (ИА Реалист). Стоимость биткоина превысила $120 тыс. и достигла нового рекорда — $123 000 в ходе утренней сессии 15...

Поколение X в США получит $1,4 трлн в год — начинается крупнейшая передача богатства от бумеров

13 июля, 2025

НЬЮ-ЙОРК (ИА Реалист). Поколение X — американцы в возрасте от 45 до 60 лет — стоит на пороге масштабной передачи...

США создают собственную цепочку производства редкоземельных магнитов: Пентагон вложился в MP Materials

11 июля, 2025

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Министерство обороны США приобретёт привилегированные акции на сумму $400 млн у компании MP Materials, владеющей единственным действующим...

Новости СМИ2

Мнения

Роман Старовойт и крах технократической глянцевой мечты

8 июля, 2025

МОСКВА (ИА Реалист). Не отпускает меня история со Старовойтом. Бывший министр, если вдуматься, был эталонным дитём эпохи до СВО. Идеальный...

Венецианская свадьба Безоса — манифест нового феодализма

30 июня, 2025

ВЕНЕЦИЯ (ИА Реалист). Когда Дж. Безос арендует половину Венеции для свадьбы стоимостью $50 миллионов, это не просто манифестация стиля одного...

Война в Иране: США действуют, Китай снова не готов рисковать

22 июня, 2025

ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Атаки с воздуха США и Израиля по ядерной, энергетической, гражданской инфраструктуре Ирана стали моментом истины для всей...

Разведка, предательство и упадок: почему израильские ликвидации генералов в Иране стали возможны

16 июня, 2025

ТБИЛИСИ (ИА Реалист). Точечные ликвидации иранских генералов и высокопоставленных офицеров КСИР в последние дни являются результатом сложного переплетения внешней разведывательной...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский/English/العربية