ПАРИЖ (ИА Реалист). Во Франции арабский язык является вторым по распространенности в стране — на нем говорят от 3 до 4 млн человек, в основном североафриканского происхождения.
Однако его преподают только в 3% школ страны, отдавая большее предпочтение китайскому и русскому языкам.
На днях на одном из французских телеканалов вышел документальный фильм «Mauvaise langue» («Плохая речь»), посвященный проблемам арабского языка в стране.
По мнению режиссера фильма — Набиля Вакима, журналиста французской ежедневной газеты Le Monde, родившегося в Ливане, главная проблема заключается в том, что мигранты, попав во Францию, начинают запрещать себе общаться на родном арабском языке внутри семьи «из-за инстинкта выживания» после атак в Париже в 2015 году, ответственность за которые взяли на себя «Аль-Каида»* и группировка «Исламское государство»*.
Ваким вспоминает также, что в детстве ему было стыдно, когда родители говорили с ним на по-арабски.
«С арабским языком связано множество стереотипов. Они основываются на идее, что это язык ислама, терроризма и поэтому он опасен», — рассказал журналист в интервью изданию Middle East Eye.
Аналогичной точки зрения придерживается и директор Центра арабского языка и цивилизаций при Институте арабского мира в Париже лингвист Нисрин Аль Захре.
«В коллективном представлении арабский язык — это язык бывших колонизированных народов и иммигрантов из Магриба, приехавших на работу во Францию; в каком-то смысле это язык бедняков», — говорит она.
В конце 70-х годов Франция, которая к тому времени из-за экономического кризиса уже не нуждалась в иностранной рабочей силе, создала систему факультативного изучения иностранных языков в школах, чтобы способствовать интеграции детей иммигрантов в страны происхождения их родителей, с тем, чтобы ускорить их отъезд из Франции.
Эта система, называемая ELCO (преподавание языка и культуры происхождения), которая включала арабский, турецкий, португальский, испанский, итальянский и сербский языки, охватывала 80 тыс. учащихся начальной школы в год, что составляет 1,2% от общей численности учащихся.
Однако в октябре 2020 года президент Эммануэль Макрон принял решение прекратить программу, поскольку участвовавшие в ней учителя были направлены странами потенциального возвращения и не были уроженцами Франции.
«Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня в этой системе, заключается в том, что у нас все больше и больше учителей, которые не говорят по-французски (…), что у нас все больше и больше учителей, над которыми Министерство национального образования не имеет контроля», — утверждал Макрон, подозревая этих иностранных учителей в «распространении информации, несовместимой с законами республики».
Иностранные преподаватели португальского, итальянского или сербского языков не были обеспокоены заявлением Макрона, которое в основном было направлено против их арабоязычных коллег.
Заявление Макрона о закрытии ELCO совпало с совещанием по «исламистскому сепаратизму», в ходе которого глава государства заявил , что Франция будет стремиться «освободить» ислам во Франции от иностранного влияния.
Несколько месяцев спустя, в 2021 году, парламент принял «закон, закрепляющий принципы республики», который обвиняют в дискриминации мусульман из-за введения таких норм, как расширение оснований для закрытия мечетей и введение преступления «сепаратизм», караемого лишением свободы на срок до пяти лет.
В своем документальном фильме Ваким взял интервью у бывшего министра национального образования Наджат Валло-Белькасем, которая в 2016 году пыталась улучшить преподавание арабского языка в рамках диверсификации преподавания иностранных языков.
Однако ее инициатива подверглась критике со стороны политиков правого толка, обвинивших Валло-Белькасем в прокладывании пути к коммунитаризму и продвижении «исламского катехизиса», что в конечном итоге заставило министра отказаться от своего проекта.
Как и Ваким, Валло-Белькасем, которая сама имеет марокканское происхождение, сожалеет, что во Франции арабский язык считается опасным.
«Этот язык по-прежнему воспринимается как троянский конь Великого Замещения, этого воображаемого вторжения, этого исламизма, который пугает. Это забвение того, что есть много людей — атеистов, христиан и т. д. — которые практикуют арабский язык, читают и пишут на нем. Это невероятное невежество в отношении реальности носителей арабского языка», — сказала она.
Сегодня во Франции на всю систему среднего образования приходится всего 150 преподавателей арабского языка. Открытые конкурсы на набор учителей каждый раз предлагают лишь несколько вакансий.
Кроме того, арабский язык в основном преподается в средних школах, расположенных в районах, где проживают преимущественно иммигранты.
«Существуют целые регионы, где нет занятий по арабскому языку из-за отсутствия желания со стороны Министерства образования, главных должностных лиц по образованию и директоров школ», — сказал Ваким в интервью MEE.
Журналист считает, что некоторые директора школ намеренно не открывают курсы арабского языка, чтобы не привлекать слишком много учеников из младших классов.
«Здесь присутствует элемент классового презрения», — сказал он.
Кроме того, многие арабоговорящие семьи не хотят, чтобы их дети выбирали арабский язык в качестве иностранного. Это можно частично объяснить практическими причинами. Родители беспокоятся, что, выбрав арабский язык для своих детей, можно не гарантировать непрерывность образования, поскольку из учебного года в учебный год занятия арабским языком могут перестать быть доступными», — подчеркнул Ваким.
*организации, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации