ВЛАДИВОСТОК (ИА Реалист). 16 ноября открыто движение по первому в истории железнодорожному мосту в КНР через Амур. Первый товарняк отправился в Поднебесную на участке межгосударственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской Автономной области и Тунцзян провинции Хэйлунцзян.
Максимальная пропускная способность перехода составит до 20 млн тонн грузов в год. Расстояние транспортировки грузов в северные провинции Китая сократилось более чем на 700 км по сравнению с ранее существовавшими маршрутами. Это серьезный логистический прорыв и мощный стимул экономического развития, эффект от которого ощутят на себе, по меньшей мере, 40 млн человек.
Значение Транссиба возрастает в разы, как и требования к его модернизации и улучшению его пропускной способности. Эта магистраль меняет не только экономический, но и геополитический вектор развития страны.
Завершен долгожданный проект, работа над которым задерживалась в силу трудностей с российской стороны. Свою четверть железнодорожного моста через Амур в ЕАО россияне строили на три года дольше, чем китайские мостостроители.
Несколькими месяцами ранее состоялось открытие трансграничного автомобильного моста через Амур между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. На очереди еще один мостовой переход Джалинда — Мохэ, который позволит существенно увеличить объемы экспорта угля и руды из Приморья.
Нужно понимать, что с каждым новым мостом растущая транспортная сеть шаг за шагом включает Восточную Сибирь в сферу промышленного влияния КНР. Без наличия собственных промышленных центров притяжения это может иметь не только позитивные, но и центробежные последствия. На Дальнем Востоке и в Якутии не должно быть российского индустриального вакуума. Нужны новые локомотивные проекты масштаба космодрома «Восточный». Нужна форсированная реиндустриализация региона со строительством новых технополисов в тайге.
В Большом Камне, под Владивостоком, с 2009 года возводится гигантская судоверфь ССК «Звезда». К сожалению, этот проект двигается непростительно долго – с 2009 года, 13 лет строим завод. Вторая очередь затянулась. Характерно, что генподрядчиком выступает китайская компания. Увы, вместо того чтобы замахнуться на создание в Сибири государственного строительного концерна власти привычно решили, что все порешает свободный рынок. И он порешал. Сегодня такого концерна остро не хватает для региона. На объекте масштаба «Звезды» он бы мог набрать мощность, инфраструктуру и компетенции, необходимые для строительства других региональных объектов (жилье, дороги, предприятия). При этом себестоимость работ снизилась бы за счет набранных темпов. Но не срослось в головах у чиновников, поэтому даже мосты через Амур строят китайские рабочие.
В свете преодоления Амура серьезным геополитическим вызовом также становится отказ в этом году от строительства русского моста на Сахалин.