БАХМУТ (ИА Реалист). Успехи ЧВК «Вагнер» в ходе военной спецоперации на Украине принесли огромные изменения в картину СМИ в России. Боевая компания стала для россиян одним из наиболее надежных источников информации о ходе боевых действий в СВО — официальные сводки Минобороны РФ и бравурные сюжеты центральных телеканалов не складывались в цельную картину, которая бы дала возможность оценить причины спецоперации и ход боевых действий.
В то же время официальные ресурсы замалчивали участие ЧВК «Вагнер» в боевых действиях. Доходило до смешного — телеканал «Россия 1» демонстрировал в прямом эфире бойца ЧВК «Вагнер», на плече у которого красовался шеврон ЧВК «Вагнер», выдумывал, что его позывной «Вагнер», — но при этом в сюжете ни разу не прозвучало название компании. И это лишь один из многочисленных примеров «странного» отношения крупных СМИ.
Настоящий прорыв в российском информационном пространстве произошел лишь спустя год после начала СВО: в эфире федеральных телеканалов начало звучать название, которое долгое время находилось под негласным, но жестким запретом. А воекорры российского ТВ, которые нередко наблюдали «вагнеровцев» во время боя, получили возможность показывать и рассказывать о них в эфире.
Так, известный военкор Александр Сладков в передаче Ольги Скабеевой даже был вынужден прямо напомнить, что наступление на Бахмут ведет только ЧВК «Вагнер» — в то время как на зрелищной карте эти силы были обозначены как «ВС РФ».
В итоге к марту 2023 года даже российское Минобороны в своих ежедневных сводках перестало прятать суть происходящего за расплывчатым термином «штурмовые подразделения», или вовсе приписывать победы ЧВК «Вагнер» другим отрядам, как это попытались сделать после взятия Соледара. Военные чиновники признали, что рукоятку «бахмутской мясорубки», в которой постепенно перемалываются резервы ВСУ, вращают штурмовики ЧВК «Вагнер», и больше никто.
Очевидное невероятное
По неподтвержденной информации, изменения в информационной политике произошли по распоряжению замглавы Администрации президента Алексея Громова, который курирует вопросы СМИ. В Кремле были вынуждены реагировать на очевидный разрыв между информацией, подаваемой по ТВ, и тем, что россияне узнают из альтернативных источников — Интернета и соцсетей.
В Сети публикуется огромное количество информации об успехах ЧВК «Вагнер» на фронте, появляются видеозаписи с передовой, и военкоры федеральных каналов охотно рассуждают о бойцах компании. Однако на федеральных телеканалах этой информации попросту не было. Это подрывает доверие россиян к телевизору и другим источникам официальной информации, что не может не беспокоить руководство в Кремле.
Патриотический феномен
Между тем в Сети ЧВК «Вагнер» стала масштабным феноменом, в особенности после того как основатель компании, петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, открыто признал, что руководит «Группой Вагнера». О деятельности «музыкантов», как называют бойцов компании, можно узнавать буквально в реальном времени. Из заявлений пресс-службы Пригожина известно, что руководство ЧВК «Вагнер» внимательно следит за тем, чтобы поступающая информация соответствовала реальному положению вещей на поле боя.
Популярность ЧВК «Вагнер» касается не только боевых операций — компания стала важным элементом рождающегося в России патриотического гражданского общества — той его части, которая активно работает для победы в конфликте на Украине. Бойцы и руководство компании открыто обращаются к россиянам, чтобы высказать важные для них вещи. И эта манера общения резко контрастирует с духотой официальных кабинетов и армейской казенщиной.
В результате постоянные попытки чиновников «задвинуть» ЧВК «Вагнер» куда-то в сторону от основных средств СМИ, приписать их победы другим подразделениям, лишить павших бойцов права на достойное погребение по воинским традициям — вызвали резкое неприятие со стороны россиян. Как уже отмечалось, подобными действиями Минобороны дискредитировало Вооруженные силы гораздо сильнее, чем многие иноагенты. Вероятно, в результате в Кремле было принято решение спасать популярность самого главного канала связи с обществом — телевизора, и появление «вагнеровцев» на экранах не только позволило восстановить справедливость, но и
Звезды Рунета
Как росла популярность ЧВК «Вагнер», можно проследить по статистике запросов в самых популярных в России поисковых системах Google и «Яндекс».
По данным Google Trends, резкий всплеск популярности таких запросов, как «ЧВК Вагнер», «ЧВК Вагнера» и всей темы запросов про ЧВК «Вагнер» в России произошел в сентябре 2022 года. Пик популярности пришелся на последнюю неделю сентября, когда оценка популярности темы составила 100 баллов — то есть она стала одним из самых популярных трендов поиска Google в принципе.
Сентябрь 2022 года стал очень тяжелым месяцем для России, после того, как значительные территории Украины были оставлены ВС РФ в ходе «перегруппировки», а затем начала частичная мобилизация. На этом фоне росла популярность «вагнеровцев», которые не сдали ни одного взятого ими населенного пункта. Дополнительно укреплению популярности послужил фильм «Лучшие в аду», анонс которого появился в Сети как раз 21 сентября.
Второй, не менее важный всплеск популярности, произошел в середине января 2023 года, когда ЧВК «Вагнер» взяли Соледар, добившись первого крупного успеха в ходе СВО
Характерно, что другие российские виды войск, участвующие в спецоперации на Украине, интересуют россиян существенно меньше: чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество поисковых запросов.
Российский поисковик «Яндекс» по статистике запросов дает аналогичную картину: «вагнеровцы» интересуют людей гораздо больше, чем десантники и морпехи, которые были популярны в прежние времена, и так же их популярность резко выросла в сентябре 2022 года. В то время как количество запросов «ЧВК Вагнер» в «Яндексе» на пике достигает 600-700 тысяч в неделю, пиковые количества запросов на тему «ВДВ» не превышает 160-190 тысяч. Запрос «морпехи» еще менее популярен, и набирает лишь 20-30 тысяч в неделю — короткий всплеск их известности произошел во время попытки штурма Угледара, которая окончилась трагически для морской пехоты Тихоокеанского флота.
Интересно, что в глобальные тренды Google также хорошо отражают рост популярности ЧВК «Вагнер» — всемирный пик интереса к ним пришелся на также на середину января, когда динамика популярности Google достигла 100 баллов — освобождение Соледара явно было замечено во всем мире.
Эта статистика наглядно отражает тот факт, что ЧВК «Вагнер» стала известна и популярна далеко за пределами России.
Научи Родину любить
Следует полагать, что в Кремле пришли к выводу, что попытки Минобороны и федеральных СМИ игнорировать ЧВК «Вагнер» не приносят эффекта и более того — начинают подрывать доверие граждан к СМИ. От решения допустить «вагнеровцев» в публичное пространство и восстановить справедливость, признав, наконец, их существование и их эффективность, прежде всего выиграли федеральные телеканалы.
Бойцы «Оркестра», как их часто называют, не нуждаются в дополнительной рекламе — они стали настоящими звездами патриотических каналов в Telegram и «ВКонтакте», создав привлекательный имидж бравого, профессионального и безжалостного к врагам русского бойца. А их появление на телевидении, которое в общественном сознании давно стало рассадником разнообразных «Голубых огоньков», «Ургантов» и прочих «испуганных патриотов» дает шанс российскому ТВ наконец подключиться к нормальному освещению ходе спецоперации и борьбе за победу России.
Как отметил Евгений Пригожин, к настоящему моменту ЧВК «Вагнер» давно переросли статус «частной военной компании», как их понимают на Западе, — они стали некой российской «армией нового образца», которая каждый день доказывает свои преимущества и к тому же способна предложить России адекватную современности патриотическую идеологи. «Оркестр» заставляет напрягаться не только армейских чиновников, которые вынуждены соответствовать требованиям времени. Такую же дозу бодрости получает руководство федерального ТВ и российский Минкульт, где долгие годы тихо «осваивали бюджеты», предлагая зрителю сомнительные сериалы и одно и то же патриотическое кино, которое в сотый раз рассказывает российскому зрителю о героях 80-летней давности. Сейчас, безо всяких преувеличений, ЧВК «Вагнер» учит русских любить Родину — и вызывает скрежет зубовный у тех, кто не связывает свою судьбу с судьбой России.