МОСКВА (ИА Реалист). Невидимая рука рынка обнажила себя на закупке топлива для автобазы аппарата губернатора и правительства Оренбургской области. Бензин АИ-95 для путешествий уважаемых людей начнут отпускать по 36,2 рубля за литр.
Таковы итоги одного из двух аукционов на поставку ГСМ для господского гаража. По итогам торгов победило ООО «Уралкомплект». Начальная цена торгов составляла 9 млн рублей из расчета 50,53 рубля за литр.
На этом фоне раздается свежее заявление ФАС о том, что в РФ нет предпосылок существенного роста на бензин и дизельное топливо. Что есть «существенный рост», и чем он отличается от несущественного?
Портал «Накануне» провел любопытный сравнительный анализ, согласно которому стоимость литра бензина A-95 в России (84 цента за литр) оказалась дороже, чем у соседей из бывшего СССР, которым РФ сама поставляет нефть и нефтепродукты. Довольно странная ситуация. О крупных нефтедобывающих государствах речь даже не идет.
Эталонным примером сверхнизких цен на ГСМ для населения мог бы быть Иран: где при похожей структуре экономики и значительных собственных запасах углеводородного сырья правительство тратит порядка $40 млрд на топливные субсидии. А выбивающимся из ряда вон примером является Кыргызстан, где бензин стоит 78 центов.
При этом своя нефть и производство бензина в стране отсутствуют, а основная доля ГСМ поступает из России. В соседнем Казахстане (цены сейчас составляют около 50 центов за литр) бензин, а также газ как топливо тоже активно субсидируются, кроме того, существуют и элементы прямого регулирования рынка.
В РФ применяется гибридная схема ценообразования, в которой решающую роль играют так называемый демпфер и расчетная цена на внутреннем рынке, определяемая правительством. Если государство не желает переходить к прямому субсидированию, то возможно стоит обратиться к нормативной концепции тарифного регулирования, разработанной ФАС. В основу положен метод сравнительного анализа эталонных расходов (затрат) – по сути, это алгоритм нормирования (грубо говоря, вычисляется реальная потребность и фиксируется долгосрочная цена). К сожалению, закон о долгосрочном тарифном регулировании не могут принять уже второй год. Многие в России не желают его принятия.