МОСКВА (ИА Реалист). События на Украине, именуемые Кремлем как специальная военная операция (СВО), а Киевом — как война, позволяют по-новому интерпретировать не только прошлое Европы, но и ее ближайшее будущее.
В ушедшем ХХ веке Европа пережила две мировые войны, унесшие десятки миллионов человеческих жизней, включая мирное население и детей по обе стороны фронта. Причины и начало зарождения этих войн известны и достаточно подробно освещены во многих трудах ученых, мемуарах политиков и общественных деятелей разных стран.
В них бесспорным остается факт — зарождение Первой и Второй мировых войн происходило на европейском континенте в Западной Европе. Затем военные действия охватили и Восточную Европу, включая Белорусскую, Украинскую, Литовскую, Латвийскую, Эстонскую республики и РСФСР. Все они тогда, во время Второй мировой войны, в 1941 году, входили в Союз Советских Социалистических Республик. Даже в то время Советский Союз на Западе собирательно именовали, как и в Первую мировую войну, Россией.
Собственно, восточный плацдарм — СССР/Россия — и являлся основной целью фашистской Германии, которая в начале войны сознательно направлялась определенными кругами Великобритании и США на Восток Европы. Только когда война захлестнула и эти два государства, они были вынуждены создать вместе с Советским Союзом, своим идеологическим противником, антигитлеровскую коалицию, именуемую Иосифом Сталиным англо-советско-американским союзом. И это соответствовало действительности того времени.
Без объединения усилий трех ведущих государств мира — СССР, США и Великобритании — трудно было бы за столь короткий, по историческим меркам, период принудить германский нацизм и японский милитаризм к безоговорочной капитуляции. Бесспорен вклад всех членов антигитлеровской коалиции. Если в январе 1942 года в нее входило 26 государств, то к окончанию войны с Японией в сентябре 1945 года — 53 государства.

Все это вынудило нацистскую Германия уже 8 мая 1945 года безоговорочно капитулировать в Европе, как и ее союзника — милитаристскую Япония 2 сентября 1945 года в Азии.
С момента капитуляций Германии и Японии до развала СССР все основные члены антигитлеровской коалиции, включая США и Великобританию, также как и поверженные Германия и Япония, признавали решающий вклад в Победу во Второй мировой войне Красной Армии.
Только благодаря этой Победе и, еще раз подчеркну, принуждению агрессоров к безоговорочной капитуляции, вот уже 77 лет сохранялся я мир не только в Европе, но и в Северо-Восточной Азии. Этому во много способствовало создание и функционирование системы ООН, прежде всего, Совета Безопасности, в котором ведущая роль принадлежит государствам-победителям во Второй мировой войне.
Вместе с тем очаг новой войны в Европе начал все же вызревать в умах определенных кругов англосаксов, полагаю, еще в период перед развалом СССР. Все же они были уверены, что новая Россия, приняв капиталистическую систему с либеральными ценностями, будет беспрекословно подчиняться западным «правилам игры», диктуемым Вашингтоном. Это соответствовало действительности в ельцинский период.
Но уже в начале ХХI века в период первого десятилетия правления Владимира Путина, видя возникающие угрозы возможной потери суверенитета, новое руководство страны решилось робко его отстаивать.
В последующем, высказав сомнения в навязываемых России Западом либеральных ценностях, Кремль перешел к активной защите суверенитета по всем направлениям. Заявив еще и о том, что либеральные ценности исчерпали себя, и они не только не подходят для России и населяющих ее народов, но и для многих других государств. При этом происходило одновременно наращивание экономическо-социальных показателей и модернизация Российской Армии.
Вхождение Крыма в состав России, отстаивание прав русскоязычного населения Украины и, прежде всего, в ее восточных районах — в Донбасской и Луганской областях — было агрессивно воспринято как коллективным Западом, так и украинским национал-бандеровским режимом.
В этих условиях Запад инициировал насильственную смену режима в Киеве и начал активную подготовку Украины к военному противостоянию с Россией. Все попытки Москвы решить возникающие проблемы посредством дипломатии были сорваны киевским режимом при поддержке Запада, а точнее «под руководством» США, Великобритании и их западных сателлитов.
На Украине активно возрождалась национал-бандеровская идеология и осуществлялась подготовка вооруженных сил, различных националистических военных формирований к вторжению и овладению Донецкой и Луганской народными республиками, провозгласивших к тому времени свою независимость от украинского режима, со всеми вытекающими последствиями для русскоязычного населения.
Имелась здесь и существенная экономическая заинтересованность киевского режима, заключающаяся в том, чтобы совместно с американцами (причастно к этому семейство Байдена) приступить в ближайшее время к освоению крупнейшего в Европе месторождения сланцевых углеводородов.
В частности, в районе «Юзовская площадь» на Восточной Украине, простирающейся в Донецкой, Луганской народных республиках и Харьковской области. Запасы только газа оцениваются здесь в 2-4 трлн м3, что способно, при его освоении, обеспечивать не только Украину, но и всю Европу на десятилетия вперед, потеснив, и существенно, вплоть до полного прекращения, поставки европейцам российского газа.
Украина, сорвав Минские договоренности, перевооружив, при активной поддержке США и их западных сателлитов, ВСУ и националистические военные формирования, готовилась к вторжению на территорию республик Донбасса.
В этих условиях Россия была вынуждена пойти на опережение и 24 февраля 2022 года, хотя и с опозданием не менее чем на пять лет, начала специальную военную операцию в ответ на обращение ДНР и ЛНР в соответствии с заключенными с ними договорами. Цели этой операции Кремль определил весьма лаконично — «демилитаризация и денацификация».
Естественно, ставилась задача и полного освобождения тех территорий Донецкой и Луганской народных республик, которые ранее входили в них по территориальному делению Украины, как области, и были в свое время заняты ВСУ и прочими бандформированиями.
Не вдаваясь в подробности о планируемых Кремлем сроках достижения этих целей, можно констатировать, что спустя три месяца после начала СВО обозначился определенный прогресс в восстановлении в их исторических границах территорий Донецкой и Луганской народных республик.
Достигнуты некоторые положительные результаты и в демилитаризации, и в денацификации на тех территориях, которые были заняты военными подразделениями ДНР и ЛНР с участием воинов России.
Вместе с тем, настораживает и такой факт, как медленное восстановление ЛНР и ДНР своих территорий в исторических границах, существовавших ранее. Последнее свидетельствует о том, что потенциал ВСУ и бандформирований, хотя и падает, но еще не сломлен.
Запад и киевский режим, видя надвигающуюся катастрофу полной демилитаризации ВСУ и возможную потерю их боеспособности и как следствие падение киевского режима, спешно начал принимать дополнительные меры по восстановлению потерь, прежде всего в материальной части. Для этого США мобилизовали для Украины финансовые ресурсы в начале до $4 млрд, а на днях еще на $40 млрд.
В поставку Киеву оружия втянуты все страны НАТО. Рассматривается Западом и возможность направления людских ресурсов для участия в военных операциях на стороне национал-бандеровского режима. И здесь бесспорный первый кандидат на это Польша, которая не прочь и «откусить» от территории Украины ее западную часть с городом Львов, который в недалеком прошлом был польским.
Такие действия Запада против России глава МИД РФ Сергей Лавров определил как гибридную войну, а поставку оружия членами НАТО киевскому режиму как участие в прокси-войне.
Все это, а также отказ украинского режима прекратить военные действия на договорных условиях, свидетельствует о том, что США и Великобританией ведут дело к затяжной войне на Востоке Европы. Что в корне отличается от Первой и Второй мировых войн, которые, как упоминалось выше, формировались в Западной Европе.
Вашингтон и Лондон, используя для затяжной войны на Востоке Европы украинский плацдарм и существующий режим в Киеве, надеются втянуть в него другие соседние государства, прежде всего «младонатовцев» таких, как Польша, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония, а также Норвегию. Новые кандидаты в члены НАТО — Швеция и Финляндия — будут втянуты в войну. Именно для этого, полагаю, их и принимают в эту воинственную организацию.
Они еще и усиленно «ищут» кандидатов на открытие второго фронта против России. И здесь, не исключено, что таким кандидатом может стать Япония с ее маниакальными реваншистскими претензиями на российские южные Курильские острова.
Еще один факт — создание информационных шумовых эффектов по поводу возможности и вероятности мировой ядерной войны. Американцы надеются, что их самих за двумя океанами ядерная война не достанет. А на «восточном военном костре» они смогут хорошо погреть руки, поправив пошатнувшуюся экономику новыми крупными заказами для своего военно-промышленного комплекса.
А вот затяжная война с применением обычного вооружения, хоть и современного, да еще на Востоке Европы их мало волнует. Более того она им, как говорится на руку. Пусть славяне убивают друг друга. Да если в эту бойню ввяжутся еще и страны члены ЕС, а также Япония, что тоже для байденовского режима не плохо. Ведь Европа далека от США.
Все это, с учетом массированных западных санкций по отношению к России, по замыслу США, создаст надлежащие условия для изматывания, ослабления и даже поражения России в ходе СВО на Украине.
А сами США, Великобритания и их европейские союзники надеются в это время отсидеться, погрев руки на «восточном военном костре» и поправив свою, пошатнувшуюся экономику, за океаном и в Западной Европе.
Если это имеет место в действительности, а факты свидетельствуют об этом, тогда по-новому смотрится и недавний выход Великобритании из Евросоюза. Этот шаг, основного союзника США, да еще и обладающего атомным оружием, можно расценивать как своеобразную страховку от втягивания Великобритании напрямую в будущую войну на Востоке Европы.
В этих условиях перед дипломатической службой России и ее Армией возникает дополнительная труднейшая задача — не допустить подобного развития вышеприведенного сценария и достичь поставленных целей в ходе СВО, особенно по демилитаризации Украины, пресечь масштабную поставку киевскому режиму Западом вооружений и людских ресурсов, а также принудить Киев к миру на взаимоприемлемых условиях.
Последнее должно быть достигнуто без посредников и каких-либо гарантов со стороны Запада, поскольку Запад оказался недоговороспособен в недалеком прошлом и именно на Украине и не оправдал возлагавшие на него надежды. Примеры всем памятны. Это и несостоявшиеся западные гарантии законному правительству Украины, участие в майдане, срыв Минских договоренностей и многое другое.
Только двухсторонняя мирная договоренность самих соседних славянских государств может обеспечить действительно надежный мир на Востоке Европы. И здесь прозреть должен, прежде всего, сам украинский народ и та хрупкая ее элита, которая пока еще способна понять в какое военное пекло Запад втягивает Украину.
Сможет ли наше российское руководство совместно с депутатами, сенаторами и при поддержке всех народов России в этих новых усложняющих условиях решить столь непростую, поистине историческую задачу по достижению поставленных целей в ходе СВО и выживанию, сохранению своего суверенитета и территориальной целостности?
Обязаны решить. Это в интересах всех народов России! Да и, полагаю, всех прогрессивных сил Европы, да и мира.
И одним из залогов успеха России в этом — назревшая смена капиталистического — либерального курса с его погоней за прибылью на социалистический курс, в основе которого было бы ускоренное экономико-социальное развития страны, которое обеспечит достойный, справедливый уровень жизни для всех слоев населения в гармонии с природой.
Россия обязана в этих условиях сформировать самодостаточную, независимую от Запада, экономику, позволяющую ей быть обеспеченной продовольствием и всеми необходимыми средствами производства для освоения на благо своего народа имеющихся природных ресурсов.
Для этого, наряду с другими мерами, необходимо еще и совершенствование управления народным хозяйством на федеральном уровне, вплоть до перехода по ряду важнейших направлений, например, таких, которые обеспечивают продовольственную безопасность России, на отраслевое управление и планирование.
Россия необходимо выработать, с учетом произошедших изменений и приобретенного опыта, еще и новый внешнеполитический курс, особенно по отношению с соседними государствами. А их — соседей — у нас 20 государств. Ни одна из стран мира не имеет столько соседей. Для сравнения у США всего два соседних государства, у КНР – 14.
Отсюда, не менее важна и задача формирования Россией нового внешнеполитического курса страны, направленного на долгосрочное добрососедство и сотрудничество, прежде всего, с ближайшими нашими соседями.
Новый социально-экономический и внешнеполитический курс страны, как долгосрочная идеологическая платформа России, должны разделятся и быть приняты его народами.
Этот курс, в отличие от западного либерального капитализма, заточенного на индивидуализм и прибыль, должен быть направлен на социальную справедливость, коллективизм и реализацию человеком труда своих возможностей.
Все это, как и многое другое, требует незамедлительного гласного всенародного обсуждения и принятия соответствующего решения.
Пришло время перехода от слов к реальным делам на благо всех народов России. Промедление приведет к неминуемой потере доверия населения страны со всеми вытекающими последствиями.
Вячеслав Зиланов — член Научно экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области, специально для ИА Реалист