ЛИМА (ИА Реалист). США выразили Перу обеспокоенность тем, что Китай получает контроль над критически важными частями инфраструктуры южноамериканской страны, включая новый мегапорт на тихоокеанском побережье и электроснабжение столицы Лимы.
В последние годы китайские компании скупали энергетические, горнодобывающие и портовые активы по всей Латинской Америке, но масштаб инвестиций Пекина в Перу, а также их стратегическое положение вызывают особую обеспокоенность у Вашингтона, сказал Financial Times высокопоставленный американский чиновник. Вашингтон напрямую поднял этот вопрос перед Лимой.
«Что касается крупных геостратегических вопросов, то правительство Перу недостаточно сосредоточено на анализе преимуществ и угроз для страны», — заявил чиновник FT на условиях анонимности.
Представитель премьер-министра Перу не ответил на запрос газеты, но источник, близкий к правительству, признал обеспокоенность США.
«Главный вопрос в том, что китайский капитал приобрел электроэнергетические, горнодобывающие и другие компании. С геополитической точки зрения их опасения будут оправданы», — сказал собеседник издания.
В апреле итальянская энергетическая компания Enel объявила о продаже своего перуанского электроэнергетического бизнеса, который поставляет электроэнергию в северную Лиму, компании China Southern Power Grid International за $2,9 млрд. Остальная часть электроэнергии Лимы была продана другой китайской компании, Three Gorges Corporation, в 2020 году. Three Gorges также владеет Чаглой, одной из крупнейших плотин гидроэлектростанций Перу.
Национальное промышленное общество Перу заявило, что, если сделка Enel состоится, это «приведет к концентрации 100% рынка распределения электроэнергии Лимы в руках Китайской Народной Республики». Антимонопольный орган Перу рассматривает сделку.
Министр транспорта Рауль Перес-Рейес заявил, что Перу «является суверенной страной и устанавливает свои международные отношения на этой основе».
Кроме того, китайская государственная судоходная и логистическая компания COSCO строит глубоководный порт в Чанкае, в 60 км к северу от перуанской столицы Лимы. Он станет «воротами из Южной Америки в Азию», заявил Марио де лас Касас, менеджер по институциональным вопросам COSCO Shipping, китайской государственной компании. это основной владелец проекта.
Порт сможет швартовать некоторые из крупнейших в мире грузовых судов и вытеснить морские перевозки из тихоокеанских портов Чили, Эквадора и Колумбии.
Де лас Касас заявил, что порт является частью китайской инициативы «Один пояс — один путь»:
«Китай уже много лет инвестирует в инфраструктуру и логистику по всему миру. Порты есть в Греции, Испании, старанах Африки, по всему миру».
COSCO принадлежит 60% акций мегапорта, а остальная часть принадлежит перуанской горнодобывающей компании Volcan. Начальная фаза проекта, стоимость которой в конечном итоге составит $3,6 млрд, должна быть открыта в конце 2024 года, когда президент Си Цзиньпин посетит Перу для участия в саммите АТЭС.