МОСКВА (ИА Реалист). В Государственной думе РФ рассматривают пакет изменений в технический регламент Таможенного союза, которые обяжут производителей обеспечивать весь жизненный цикл ввозимых автомобилей (15-20 лет).
Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Рифат Шайхутдинов выразил надежду, что с китайскими производителями удастся найти компромисс.
Низкое качество некоторых китайских марок, массово хлынувших на российский рынок, оказалось сюрпризом даже для подготовленного ко всему российского потребителя. Ранее ВЦИОМ сообщал, что почти треть россиян жалуется на недолговечность автомобильной техники из КНР.
Тот самый случай, когда отсутствие суверенной единой системы стандартов делает граждан заложниками рыночных игр с ценой и себестоимостью производства. В РФ обязательной стандартизации для потребительского рынка нет. Она является преимущественно добровольной, то есть фиктивной. За исключением оборонки и некоторых отраслей, где вольница недопустима в силу здравого смысла: например, в авиации, инфраструктурном строительстве, медицине и т.д…
Зато в Китае стандартизация высокоразвитая и тоталитарная. Она представлена в двухконтурной системе.
1️. Первый контур для критически важных отраслей экономики (когда за отход от госта ставят к стенке).
2️. Второй контур – для внешнего рынка и научного развития (когда для новых техпроцессов, материалов, продукции требуются быстрые решения, которые можно оформить в виде добровольных стандартов и сертификатов). А еще это удобно, чтобы в промышленных масштабах копипастить чужие технические новинки или вытаптывать под себя экспортный рынок за счет демпинга (при низкой себестоимости *товаров с пониженным статусом). Это не значит, что КНР не умеет делать долговечные машины, это значит, что КНР умеет зарабатывать и захватывать рынки за счет массы.
У РФ есть два варианта реагирования.
1) Долгий. Достраивать свою единую империю технических требований. Кое-что уцелело от СССР, кое-что сформулировано в последние годы и даже приведено в цифровой вид.
2) Быстрый. Легализовать индустрию ребилдинга (массового промышленного восстановления изношенных запчастей для их продажи с гарантией и сертификатом. Нечто среднее между заводом и автосервисом. (Требуются принять соответствующие ОКВЭДы, и закон об обязательном раскрытии технических данных). Даже по самым скромным оценкам объем этого рынка ребилдинга может составить до сотни миллиардов рублей. Насчитывает около полутысячи предприятий, обладающих оборудованием и компетенциями в сфере восстановления деталей машин.
Есть еще один фактор, равноценный для всех. Коммерсанты всей планеты боятся, что легальная индустрия ребилдинга отнимет у них хлеб по продаже одноразовых машин из фольги.