КАМПАЛА (ИА Реалист). В Уганде, где парламентские выборы намечены на январь 2026 года, политическая борьба разворачивается не только на улицах, но и в колдовских святилищах. Многие кандидаты обращаются к «традиционным целителям», надеясь получить преимущество в борьбе за власть. Как сообщает Associated Press, это явление приняло массовый характер и стало частью политической культуры.
Уилсон Ватира, претендующий на место в парламенте и лидер общины народа бамасаба, вспоминает случай на похоронах, где политический оппонент отказался пожать ему руку, вместо этого протянув сложенную бумагу. По его словам, противник испугался магического воздействия. «Он боится меня, потому что я его не боюсь», — сказал Ватира.
Аналитики отмечают, что страх перед колдовством — распространённое явление в политике стран Африки к югу от Сахары. В Кампале столбы уличных фонарей обклеены объявлениями с обещаниями «привлечь победу» на выборах. По словам исследователя Стивена Масиги, современные политики откладывают часть избирательного бюджета на оплату услуг колдунов: «Настоящая ставка — на них».
Президент Уганды Йовери Мусевени, находящийся у власти с 1986 года и вновь намеренный баллотироваться, открыто выражал уважение к африканским целителям. В одной из речей он рассказывал, как во время партизанской борьбы перепрыгивал через мёртвую курицу — ритуал, который, по его словам, «сработал». Он призывал не противопоставлять церковь и традиционные практики: «У нас были хорошие отношения с целителями».
В некоторых случаях политические ритуалы доходят до крайностей. По данным Масиги, один кандидат, следуя указаниям колдуна, живьём содрал шкуру с козла и выиграл выборы. Традиционный целитель Роуз Муките из Мбале утверждает, что регулярно помогает политикам — даёт им кору дерева «от бед», гадает по ракушкам и выдувает дым из трубки, чтобы предсказать исход кампании.
Но далеко не все соглашаются на такие практики. Кандидат от Католической церкви Пис Калаи рассказала, что ей предлагали совершить ритуал с жертвоприношением, но она отказалась.
«Иногда приходится делать вид, что согласен, но не приходишь», — призналась она.
Предвыборная магия в Уганде — не экзотика, а симптом недоверия к институтам и правовым механизмам. Колдовство становится способом компенсировать слабость государства и социальной защиты. При этом политический синкретизм ставит под вопрос влияние религиозных норм и может углубить конфликт между традицией и современностью.














