Премьер-министр Дмитрий Медведев написал статью о необходимости перемен в партии “Единая Россия” накануне съезда. В статье четыре тезиса и множество цитат – от Махатмы Ганди до создателя Сингапура Куан Ю, пришлось премьеру вспомнить и краткий курс латыни. Главный же вывод – партии нужно меняться, чтобы рейтинг не упал ниже 30%. Но что делать – Медведев явно не знает.
Уже хорошо, что руководство признает падение собственных (в т.ч. партийных) рейтингов. Ранее неудачи на выборах воспринимались как эксцесс и чрезвычайщина, сегодня – как данность. Так же Медведев правильно понял важную суть проблем – отсутствие коммуникации с жителями. Тут он и предложил сфокусироваться на четрыех важнейших задачах. Правильно ли они выбраны?
Задача номер 1 – нацпроекты, так дорогие сердцу Медведева, ведь он их курировал в свое время, еще до своего президентства. Исполнены ли они? Медведев считает – да, а народ – нет. Нацпроекты – плохой концепт, так как повторяя несбыточную стратегию есть риск вызвать антипатию со стороны избирателя, который толком не понимает, что это за вечные проекты такие. Но, на мой взгляд, Медведев неверно понимает, что есть коммуникация с народом. Он видит ее как увеличение числа информации – в партийных СМИ и на сайтах. Система обратной связи видится как “получение внятного ответа”. Это, наверное, лучше, чем ничего, но недостаточно. Сегодня люди живут плохо, есть очевидное участие государства в этом – налоги, пенсионная реформа и т.д. И Нацпроекты – это часть этого госаппарата и люди хотят честного ответа от власти – как мы их реализуем? На какие деньги? Куда нас эти проекты вообще заведут? Хотят прозрачности и диалога. Но тут ЕР как всегда сводит все к бюрократическому циклу “вопрос” – “партия” – “ответ”. Это не диалог, а его модуль, схема, которая избирателю как раз и надоела. Привлечение НКО тут сильно не поможет, так как и они чересчур завязаны на отчетность и бюрократию.
Про диалог партии и людьми через систему сервисов – вовсе странный концепт. Партия ЕР – не КПСС, она может влиять на исполнительную систему лишь опосредовано. Скажем губернатор – лидер партии в регионе и по ее указке вынужден “служить” обществу не от своего лица, а как бы от аппарата “Единой России”. Кроме раздражения и формализации эта мера ничего не привнесет.
Защита прав граждан и контроль за партией – две новые темы и вовсе выглядят странно. Защищать права в России – удел оппозиции, так как в этом случае партия власти войдет в конфликт со многими исполнительными структурами и силовыми ведомствами. Даже околопартийный ОНФ в конечном итоге стал восприниматься как “оппозиционные хунвейбины”. Контроль за партией и ее членами это и вовсе – внутренний раскол через систему кляуз и доносов. Борьбы внутри “Единой России” с помощью медийных скандалов таким образом будет узаконена.
Таким образом, статья Медведева дает верный посыл – но не дает ни одного верного шага, даже направления. Учитывая падение социально-экономического благополучия и снижение веса админресурса ЕР продолжит падать в рейтинге. Как это остановить? Явно не четырьмя тезисами Медведева. Он ждет перемен, но сам он к ним не готов.
Илья Гращенков – генеральный директор Центра развития региональной политики, специально для ИА “Реалист”