Насколько такой подход в отношении Поднебесной отражает реальное соотношение сил? На вопрос Экспертной трибуны “Реалист” ответил экономический обозреватель Андрей Стариков:
“Решение S&P, а ранее и Moody’s понизить кредитный рейтинг Китая встретило очень знаковую реакцию, выходящую за пространство экономики. В Поднебесной назвали оценку рейтинговых агентств ошибкой, ссылаясь на несовершенство методологии западных стран, которая не учитывает особенности китайского пути экономического развития, его специфику. Так, например, без внимания S&P и Moody’s остался рост расходов правительства Китая на увеличение благосостояния граждан республики.
Оправданные замечания Китая – критика мифологии о западной прогрессивности и универсальности, критика западноцентричного подхода к оценке всего остального мира. Реалии незападных стран, их особенности хозяйствования – как в случае с Китаем – не принимаются во внимание. Ещё более выпукло этот западноцентризм проявляет себя в гуманитарной сфере. К примеру, знаменитые рейтинги демократичности стран от Freedom House или Economist Intelligence Unit относят ту же Прибалтику с её “негражданами” – фактически режимом апартеида – к сонму высокодемократичных государств, опуская Беларусь и Китай.
Не все страны готовы мириться с таким подходом. Альтернативные США и ЕС центры силы постулируют свою “самость”. Так, в середине нулевых в России появилась концепция суверенной демократии. По мере своего усиления Поднебесная транслирует во вне собственную особую китайскую самобытность, в том числе экономическую.
По мере осознания неизбежности многополярного мира в Европе и США западноценристский взгляд будет всё больше девальвироваться, а вместе с ним будут девальвироваться разнообразные рейтинги, пытающиеся засунуть незападные страны в западные стандарты”.
Андрей Стариков – экономический обозреватель, специально для Экспертной трибуны “Реалист”














