15 мая заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Николай Булаев на расширенном заседании рабочей группы ЦИК по координации работ заявил о создании Центризбиркомом совместно с “Яндексом” единой карты избирательных участков.
Совместный проект ЦИК и “Яндекса” в беседе с Экспертной трибуной “Реалист” оценил генеральный директор агентства “Интернет-агитация” Андрей Цепелев:
“На мой взгляд, в российском интернете есть три ресурса, которые могут реально поднять интерес к выборам и уровень явки.
Первый из них – главный российский поисковик “Яндекс”. Создание карт участков вместе с ЦИК – абсолютно правильный шаг, который можно только приветствовать. Если бы парадом командовала “Интернет-агитация”, мы пошли бы дальше. Сделали бы полноценный сервис “Яндекс.Выборы”. На нем можно было бы не только найти свой участок на карте, но и узнать новости о выборах, посмотреть свежие дебаты, прочитать официальные биографии кандидатов, подключиться в день выборов к прямой видеотрансляции с участка. Само создание “Яндекс.Выборов” – мощный инфоповод и месседж прозрачности, легитимности выборного процесса.
Второй и третий интернет-ресурсы, которые могли бы ощутимо увеличить явку, объединены теперь под крылом Mail.Ru Group. Речь идет о главных российских социальных сетях – “ВКонтакте” и “Одноклассниках”.
На сегодняшний момент эти соцсети запрещают прямое рекламное продвижение политического контента: всего, что связано с властью, выборами, кандидатами. Возможно, это справедливо по отношению к агитации за конкретную партию или кандидата, хотя тот же Facebook дает делать рекламу без ограничений. Но такие запреты точно не справедливы по отношению к ЦИК. Избирком агитирует не за кандидатов, а за выборы в целом как за дело государственной важности.
Если бы ЦИК создал в сетях “ВКонтакте” и “Одноклассниках” официальные сообщества, а руководство Mail.Ru Group дало бы возможность ЦИК запускать таргетированную рекламу выборов в личные ленты новостей пользователей, – эффект от такой интернет-агитации, с учетом возможностей таргетинга (по географии, возрасту, интересам и т.д.) был бы выше, чем всех федеральных телеканалов, вместе взятых.
Наконец, представим, что утром в день выборов каждый избиратель получает СМС-сообщение от своего оператора – “Мегафона”, МТС, “Билайна” или какого-то другого – о том, что избирательный участок по такому-то адресу очень ждет его голос.
Часть этих идей можно протестировать уже на выборах губернаторов в сентябре 2017 года. А если реализовать эти технологии на выборах президента в марте 2018 года, то планка 70% явки становится электорально достижимым результатом”.
Андрей Цепелев – генеральный директор агентства “Интернет-агитация”, специально для Экспертной трибуны “Реалист”