ЕРЕВАН (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил автор книги «От сотворения мира до второго пришествия», дьякон Ашот Аревшатян.
Святой отец, в чем состоит миссия Армянской Апостольской Церкви?
Ашот Аревшатян: Армения является первой страной, где христианство в 301 году стало государственной религией. А Церковь символизирует государственную структуру по всему миру. С принятием христианства началось строительство одного из древнейших храмов – Эчмиадзинского собора. Этот собор является символом самого первого государственного храма. В Римской империи христианство станет государственной религией только в 380 году.
Всем известно о Ноев Ковчеге. Библейский сюжет о появлении Ковчега на Арарате вошел в армянский эпос. Таким образом, благодаря Повелению Божьему Армения стала вторым домом для обновленного человечества. Все люди отсюда разбежались по всему свету. Ковчег Ноя, по толкованию святых отцов, также символизирует Церковь Христову.
Предназначение Армянской Апостольской Церкви – направление ко Христу, к спасению, к вечной жизни.
Почему сейчас важна история дохристианской Армении?
Ашот Аревшатян: Существует мнение, что армяне, как и все остальные народы мира, до принятия единобожия являлись язычниками. Да, в Армении были язычники, но в Армении не мог быть исключительно языческий период, так как здесь был Райский сад, Адам и Ева, библейские патриархи Ной, его сыновья Сим, Хам, Иафет, а затем и наш патриарх Хайк.
Армения – первое место поклонения Богу. Армяне были первыми из тех, кто поклонялся Богу, сотворившему Небо и Землю. Только после этого евреи удостоились чести стать Божьим народом.
Поэтому армяне должны извлечь следующий урок: и до, и после мы были и остаемся Божьим народом. Конечно, был и языческий период между этими эпохами, а процесс перехода от язычества к христианству именовался «обращением». Но армяне изначально были Божьим народом.
Урок истории состоит в том, что армяне являлись не язычниками, а народом Божьим, и это честь, которую мы обязаны поддерживать навеки!
Когда Бог дает великую благодать, нельзя игнорировать ее, поскольку она не дается каждому человеку. Например, мы не можем сказать, что гора Арарат была в Канаде или в Японии, она единственная на всей земле. Наша страна является первым христианским государством, и игнорировать все это означает тоже самое, что оставить величайшие богатства и пойти копать мусор на какой-нибудь свалке и при этом считать это богатством и ценностью. И мы должны понимать, что нам дано очень многое!
Сейчас армяне отдалились от духовных ценностей. Не хочу показаться грубым, но мы ищем в «свинарнике мира» ценности, которые нельзя считать таковыми. Мы обязаны вернуться к нашим величайшим богатствам и ценностям, потому что они связаны не только с миром, но и с вечностью. Поэтому то, что нам дано, мы должны ценить и постараться вновь вернуться к нашим ценностям.
Почему именно Армения должна была первой принять христианство в качестве государственной религии?
Ашот Аревшатян: Рай располагался на Армянском нагорье, в центре Мец Хайка (Великой Армении). Там же находилось место под названием Бюракан. Согласно преданию и научным географическим исследованиям, Рай был именно в Армении, соответственно там и были Адам и Ева.
Согласно Библии, Бог создал Рай на Востоке. На первый взгляд, говоря о Востоке, мы сразу думаем о Персии, Индии, но тут речь идет совсем о другом Востоке, не географическом, а библейском, поскольку Армения находится в Восточном полушарии Земли.
Сначала Бог создал планету, землю, потом звезды и конечно же солнце. И первый луч солнца упал в центр Восточного полушария, который является территорией Мец Хайка. И именно там, где взошло солнце, появился Рай, и именно там был Ноев Ковчег, первое христианское государство и Второе пришествие Иисуса Христа будет с того же Востока.
Пророк Моисей уточняет, повествуя о Ноевом Ковчеге, что обитатели судна спустились и поселились у подножия горы Арарат. Дальше пошли с востока на юг, к Вавилону.
Для Вавилона Армения является севером, а не востоком. Согласно Священному Писанию, они спустились с востока, но, когда спускаются с востока, невозможно пойти на юг. И от этого можно делать вывод, что Восток – не в географическом смысле, а в библейском. Даже у шумеров есть надпись, что они находятся на юге Армении, а мы, естественно, на севере. Эту территорию избрал сам Бог, чтобы именно там была гора Арарат, Рай, и первое христианское государство. И причина известна только Богу. Это факт из Священного Писания, переданный через святых отцов.
Сегодня мусульманские лидеры открыто стали говорить о важной роли армянского народа в Конце времен. Что они имеют в виду?
Ашот Аревшатян: В трудах Саака Партева и Гевонда Алишана отмечается, что Армения должна была пережить большой спад. Произойдет политический, моральный упадок, как стертый свиток. И в нашем христианстве таких переходов было три: первый был в VI – VII веках. Это был глубокий столетний спад. И когда все закончилось, страна начала процветать и монастыри открылись.
Прошло много веков, и в XV – XVII веках началось второе падение, которое длилось 200 лет. В истории отмечается двухвековой темный период. Согласно писателям того времени, в церквах была ужасная ситуация, но в конце второго падения появился Григор Татеваци, и с ним началось второе обращение. Армения чудесным образом снова расцвела. В школах и в монастырях произошло пробуждение. Даже в Риме рассказывали об этом удивительном чуде, которое длилось около 100 лет.
Затем начался третий спад, который длился 300 лет. И мы сейчас находимся в этих трехсотлетних глубинах, но ждем уже третье, последнее величающее пробуждение, которое предстоит в армянском мире.
Согласно Сааку Партеву, пробуждение должно быть таким, как во времена Григора Просветителя и Тиридата III Великого. Будет мощное христианское государство, где должен сидеть могущественный монарх и святой могучий патриарх.
Вот что говорит Гевонд Алишан о тех днях: «Когда вы увидите вулкан, извергающийся на вершине горы Арарат, не бойтесь держать голову выше, ибо взошла слава Армении». Этим он хочет сказать, что появится знак, который похож, на ледники, которые мы видим, когда смотрим на гору Арарат. И это самое холодное место в Мец Хайке.
Алишан поясняет: «Армянские сердца остыли как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу». Но они не сразу начнут таять, подобно вулкану, они начнут извергаться. И в итоге самое холодное место станет самым теплым местом, которое Божественным Огнем наполнит армянские сердца любовью, и Земля озарится. Мец Хайк восстановится, станет сильнее и, наконец, войдет в свою большую роль в армянском мире.
Армения время от времени была как Карапет (с пер. с армянского значит «предшественник», мифологический персонаж, который в дохристианские времена считался хранителем Армении, ныне Карапет ассоциируется с Иоанном Крестителем), открывающий путь перед Богом.
Наш патриарх Хайк открыл путь для пришествия Христа, когда пришел в Иерусалим, давал советы Аврааму, вынес перед ним хлеб и вино. Следующий раз после этого, в 1700 г. до Рождества Христова, армяне покинули Армению и снова пошли играть роль Карапета: они вошли в Египет, захватили его и стали фараонами. И уже после них в Египет вошли потомки Иакова и Иосифа, окрепнув там. Армяне всегда играли роль Карапета, чтобы открывать путь перед Богом, и теперь снова – для Второго и последнего славного Пришествия Господа.
Это не сказки, это факт.
Мир разделяется на две части: верующие и антихристы. Армения должна стать основным пунктом для всех христиан. При преследовании христиан, Армения станет их единственным убежищем и домом. И даже во времена Хайка Наапета, вавилонский тиран Бел хотел погрузить весь мир в идолопоклонство, но Хайк выступил против него, и все те, кто не хотел быть под властью Бела, бежали в Армению, где нашли убежище у Хайка.
Великий греческий историк Евсевий Кесарийский пишет: «Когда мы стали единственным христианским государством в мире, римский император Максимиан решил уничтожить христиан на своей территории, и установить язычество». Этот жестокий человек не только преследовал местных христиан, но и хотел обратить Армению в язычество, поскольку армяне были очень ревностными христианами. Когда он стал притеснять армян, то последние вступили в войну и победили.
Первой войной во имя Бога была война между Хайком и Белом, вторая была во имя христианства во времена Тиридата Великого, а третьей была война Вардананц – во имя Христа.
Кстати, во времена антихриста многие найдут убежище в Армении. Из видения Саака Партева следует: когда придет антихрист, чтобы захватить весь мир своей силой и напасть на Армению, последний наш католикос погибнет. Но тогда начнется славное Второе пришествие Господа в Армению. Так написано: «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
Господом избранный этот народ, правда, был похож на стертый свиток, но по словам Саака Партева, вдруг этот свиток обрел позолоченный блеск.
Что касается Хайка, то он был царем и священником одновременно, и как царь, и священник он пришел в Палестину. Хайк не просто так оставил свою страну, и не просто пошел жить среди идолопоклонников. Это было откровение от Бога. Он должен был играть роль Карапета, чтобы проложить путь для Первого пришествия Христа. А сам он пошел и построил город Салим (современный Иерусалим), отдав все Аврааму.
Не случайно там сохранилась археологическая культура с мотивами куро-араксской цивилизации, которая появилась в сердце Армении, откуда и получила свое распространение. Вот почему, когда в Палестине обнаружили фрагменты куро-араксской культуру, были удивлены, как она могла существовать какое-то время и потом исчезнуть. То есть Хайк Наапет пришел уже с этими ценностями.
В те времена и Авраам, и наш Хайк жили долго. Сам Бог позволил им жить долго. Есть вещи загадочные, ценные, и это не результаты воображения, а факты археологические и библейские.
Какова роль Григора Нарекаци в понимании миссии армянского народа?
Ашот Аревшатян: Нарекаци остался в истории армянской литературы не только как поэт, но и богослов, мыслитель и философ. Заслуги Нарекаци были столь значительны, что Армянская Апостольская Церковь причислила его к лику святых. А Католическая Церковь внесла Нарекаци в число 36 учителей святой церкви. И в Ватикане состоялось освящение памятника Нарекаци.
Удивительно, что многие русские церковники считают, что армяне – монофизиты. Тем не менее они берут книгу Нарекаци, руководствуются ею и хвалят. Архимандрит РПЦ пишет, что святой Григор – уникальный человек, который был православным в монофизитских кругах. Но мы знаем, что это сказки.
На самом деле, Григор Нарекаци не единственный, кто так засеял. У нас были Нерсес Шнорали и множество других святых отцов. Но русские церковники не знают об этом, поскольку нет переводов на русский язык. Поэтому они думают, что Нарекаци случайным образом засеял. Есть христианские и католические книги, которые критикуют друг друга. Но Нарекаци принимают все.
Действительно нечего критиковать. Ведь он прожил эту жизнь, показав всем прямой путь, преисполненный благодатью. Свою книгу он посвящает отшельникам, монахам, мирным людям и всем, кто хочет спастись. Нарекаци показал, что человек должен укрепляться сам по себе, надеждой, верой, борьбой со злом. Без силы Божьей он не может быть христианином. Без Бога человек находится в замешательстве, в разладе, ему нужно отречься от себя, чтобы утвердилась в себе благодать Божия. И Нарекаци в своей книге показывает, как человек отрекается от себя.
Будучи великим святым, Нарекаци говорит: «Хуже меня нет никого, я самый худший. Кто смирит себя, того Бог и возвысит». Он смирил себя до такой степени, что Бог возвысил его гордость самым большим образом. И он учит идти через смирение, чтобы Бог возвысил нас от скорби и привел в Святое Царство.
Скептики говорят, что Хайк не мог благословить Авраама, поскольку они якобы жили в разные времена. Что Вы им ответите?
Ашот Аревшатян: Хайк Наапет жил в старом патриархальном периоде. Люди этого периода жили 200-300 лет. Хайк был одним из долгожителей. В отношении Авраама говорят, что это было где-то в 1700-х годах. Хотя мнения о годах очень разные. Например, мы говорим, что Хайк родился в 2490-х годах, но тут вопрос в том, что это тоже условно – возраст приблизительно поставил Гевонд Алишан. По времени никто не может сказать на 100%: если один так сказал, то и другой тоже так сказал.
В Священном Писании написано, что при наступлении Конца Времен начнутся войны, эпидемии, наступит голод, землетрясения, и это действительно будет знаком, который призывает нас к отрезвлению. Библия разъясняет, что эти войны не для того, чтобы люди страдали. Бог позволяет людям трезветь. В Откровении Иоанна Богослова написано, что люди отвернулись от Бога. И Бог сам позволил, чтобы на них обрушился огонь, великий град, голод и смерть. Но люди опять не раскаялись, наоборот, стали роптать на Отца Небесного.
Но Бог совершает все это, с одной целю, чтобы спасти их от вечной гибели и привести их в вечное существование. Но люди так полюбили мир, что, находясь в беде, богохульствовали.
Бог хорошо знает природу людей. Он знает, как вернуть их к себе. Их нужно двигать, как двигают мертвых, чтобы оживить их. Таким образом, войны заставляют людей просыпаться, а не считать жизнь постоянной.
Жизнь – это временное убежище, что-то вроде тюрьмы, колонии. И поэтому хочу сказать, что нужно просыпаться, чтобы иметь возможность встретить Второе пришествие Господа так, как это необходимо для спасения наших душ.
Понятие Конца Времен никогда не было таким реальным, как это есть сейчас. Человечество существует уже 7- 8 тысяч лет. За это время все было тоже самое, были и лошади, и колесницы, и мечи, и стрелы… Только последние 100-150 лет мир проживает резкий подъем. Появились компьютеры, космос, и все это явный символ этого конца, и что мы доживаем наши последние дни.
В сакральных текстах отмечается, что приход антихриста близок, пришествие Христа близко, но прошло около 2 тысяч лет, и мы до сих пор находимся в ожидании. В этом мире было много антихристов, но главный антихрист придет тогда, когда наступит Конец Времен. И все знаки говорят об этом.
До прихода антихриста у Армении будет большая привилегия. Армяне возродят Царство Араратское, которое снова станет могущественной страной.