ЛИЛЛЬ (ИА Реалист). У воинских частей европейских стран большая проблема с мобильностью. В числе главных проблем —длительные административные процессы, необходимые для перевозки военной техники через границы, неадекватная инфраструктура (включая мосты и туннели) для перемещения бронетехники, а также нехватка транспортных возможностей, таких как железнодорожные вагоны. Такое мнение в интервью Politico высказал командующий сухопутными войсками Франции генерал Бертран Тужуз.
«Если Европа хочет сдержать возможную российскую агрессию, ей придется гораздо лучше справляться с переброской танков, войск и боеприпасов по континенту. Чрезвычайно важно вернуть военную мобильность в сознание европейцев, и для этого нам нужно практиковаться», — заявил военный.
Он отметил, что «если Россия нападет на страну НАТО, европейским и американским солдатам придется как можно быстрее достичь восточного фланга альянса». Однако на сегодняшний день сделать это не так-то просто.
В качестве примера Тужуз вспомнил, как весной 2022 года, когда начался российско-украинский конфликт, французское командование направило свой батальон в Румынию.
«Мы обнаружили масштаб административной волокиты. На Украине идет война, но таможенники объясняют, что у вас нет нужного тоннажа на ось и что вашим танкам не разрешено пересекать Германию. Это просто невероятно», — возмущается генерал.
Кроме того выяснилось, что французская армия, которая на протяжении последних десятилетий воевала в Афганистане и регионе Сахеля в Западной Африке, разучилась делать то, что умела еще 20 лет назад — загружать военную технику в поезда.
«Мы это умели делать, но полностью забыли», — констатировал Тужуз.
По мнению генерала, улучшить военную мобильность будет непросто, поскольку транспортные и таможенные правила в значительной степени являются национальной прерогативой.
«Вы откровенно попираете государственный суверенитет, когда решаете «довольно деликатные» вопросы, такие как, кто может транзитом проходить через вашу страну, какое оружие может находиться на борту, какие таможенные пошлины в этом случае полагаются и т.д.», — заявил он.
Тужуз призвал европейских политиков в первую очередь сосредоточиться на железнодорожном транспорте.
«Железные дороги по-прежнему остаются самым практичным» способом перемещения танков, — подчеркнул он, добавив, что неплохо было бы снизить стоимость железнодорожной перевозки военной техники или вообще отменить плату за это. По данным генерала, сейчас французские военные платят порядка €30 млн в год, чтобы иметь гарантированный круглосуточный доступ к кросс-континентальным поездам.
«Мы надеемся, что… мы сможем обеспечить доступ к поезду без необходимости платить», — резюмировал генерал.
В мае министры иностранных дел ЕС настоятельно призвали столицы стран-членов ЕС реализовать Обязательство блока по военной мобильности, которое включает обязательства по инвестированию в инфраструктуру и обеспечению приоритетного доступа к автомобильным, железнодорожным и другим видам транспорта для вооруженных сил. В июне Франция объявила, что присоединится к уже подписанному Польшей, Германией и Нидерландами соглашению о создании военного транзитного коридора. В июле Греция, Болгария и Румыния подписали письмо о намерениях по трансграничному сотрудничеству в области военной мобильности.