ЕРЕВАН (ИА Реалист). Речь пойдет о том, как осуществляется массовое воздействие на сознание людей в период предвыборной борьбы. Известно, что многие политические партии используют технологии, которые основаны на знаниях социальной психологии, когда люди даже не подозревают, что могут управляться кем-либо. Постараемся показать это на примерах недавних событий в Армении, связанных с инцидентами между армянскими и азербайджанскими военнослужащими в Сюнике.
1. В массовом сознании людей создается сильная негативная эмоция. Возьмем для примера инцидент, когда армянские солдаты спускаются с горы под давлением противника. В этом случае достаточно сделать несколько постов и видео (учитывая напряженную обстановку), которые распространяются с большой скоростью, создавая у людей гамму чрезвычайно сильных отрицательный эмоций, начиная от страха и заканчивая возмущением и гневом.
2. Эмоции «подогреваются» в течение дня или двух (возмущенные посты, мнения и т.д) дней.
3. Затем в массовом сознании создается положительная эмоция. Делается несколько постов, как под давлением армянских военнослужащих азербайджанские военные покидают занятые позиции.
4. При замене отрицательных эмоций на положительные происходит воздействие на подкорковом уровне, при котором значительная масса людей начинает ассоциировать положительную эмоцию с действующей властью.
5. В итоге рейтинги правящей партии поднимаются.
Могут ли эти инциденты быть совпадением? Могут, но тогда как объяснить многие предвыборные технологии 2018 года?
Еще одна технология, которая используется властями Армении. Так, недавно армянские СМИ опубликовали опрос, подготовленный на онлайн-платформе Tipeform. Он показывает, что действующая власть неотрывно лидирует. В данном случае, скорее всего, политтехнологами был использован эффект прайминга. В чем суть: создаешь опрос, в котором голосуют свои люди — с заранее запланированным результатом. Потом преподносишь итоги голосования как народную волю. Как правило, результаты достаточно сильно влияют на сознание людей. Расчет делается на то, что в Армении есть большое количество сомневающихся избирателей, и у многих из них возникнет желание отдать голоса правящему режиму.
Артур Ман — психолог, специально для ИА Реалист