Прокуратура Хакасии намерена через суд обязать главу региона уволить министра природных ресурсов
АБАКАН (ИА Реалист). Абаканский городской суд рассмотрит исковое заявление прокураты республики об обязании главы Хакасии Валентина Коновалова расторгнуть служебный контракт с министром природных ресурсов и экологии Сергеем Ареховым.
Скандальная история началась еще в апреле этого года, когда представители регионального исполкома ОНФ написали обращение в Минприроды России с просьбой разобраться, насколько законным является назначение Арехова на должность руководителя республиканского Минприроды. На что был получен ответ, в котором директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов поясняет, что кандидатура Арехова рассматривалась Рослесхозом, но не была согласована на должность министра природных ресурсов и экологии Хакасии. А по федеральному законодательству, кандидатуру на эту должность необходимо согласовывать именно с федеральным Рослесхозом.
После этого губернатор должен был расторгнуть контракт с министром, однако проигнорировал требование закона и теперь прокуратура через суд требует от Коновалова уволить руководителя ведомства.
Отметим, что официальный приказ Рослесхоза с отказом согласовать Арехова на пост руководителя регионального Минприроды был подписан еще 5 ноября 2019 года. Тогда же этот документ был направлен в правительство Хакасии. Но там решили не реагировать на приказ федерального ведомства, и скрыли сей факт от жителей республики. Сергей Арехов почти год незаконно сидит в кресле министра и получает зарплату.
Руководитель ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев рассказал о том, как общественники добивались ответа от надзорников: «Некоторое время назад, а точнее в апреле, было направлено обращение в республиканскую прокуратуру о несогласовании федералами назначения Арехова С.Н. на должность министра природных ресурсов РХ, что должно повлечь за собой отстранение его от должности. И вот, после длинной переписки с прокуратурой, двумя жалобами на ненадлежащее рассмотрение, получен ответ по существу: «Прокуратурой республики в Абаканский городской суд направлено исковое заявление об обязании главы Республики Хакасия – председателя правительства Республики Хакасия прекратить с Ареховым С.Н. служебный контракт о замещении государственной должности Республики Хакасия».
История с назначением Арехова может получить продолжение и серьезные юридические последствия. В случае положительного решения суда по иску прокуратуры и расторжения служебного контракта, вполне логично задаться вопросом – насколько законны были решения, принятые министром, и, имеют ли юридическую силу документы, подписанные Ареховым в период исполнения им служебных обязанностей? Не исключено, что все они подлежат отмене или как минимум могут быть оспорены в суде.
Валентин Коновалов включен в список губернаторов «на вылет» этой осенью
Эксперты назвали семь глав регионов, которые с высокой вероятностью досрочно лишатся своих постов еще до конца текущего года, или в начале следующего. В этом списке «на вылет» губернатор Хакасии Коновалов поставлен на третье место.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков представил свой прогноз кадровых перемен в губернаторском корпусе.
По его мнению, досрочная отставка главы Белгородской области Евгения Савченко стала поводом для обсуждения перспектив ротаций в губернаторском корпусе в период с осени 2020 года до лета 2021-го: «Как правило, слухи о высокой вероятности таких ротаций в федеральных СМИ касаются губернаторов, являющихся выходцами из оппозиционных партий (прежде всего избранных по итогам конкурентных кампаний); руководителей, чаще других становившихся фигурантами негативных публикаций в общенациональных медиа; глав субъектов Федерации, где в последний год проходили протестные кампании, получившие резонанс за пределами таких регионов. На фоне достаточно консервативного подхода центра к региональной кадровой политике в 2020 году (10 из 20 глав регионов, избранных в этом году, включая наделяемых полномочиями по итогам голосования в заксобраниях, были действующими губернаторами, причем шесть из них занимали свои посты восемь лет и более), Кремль может рассчитывать на более широкую «скамейку запасных» при подборе кадров. Само по себе это повышает вероятность досрочных отставок губернаторов ряда регионов, замена которых могла ранее откладываться именно из-за проблемы с подбором преемников».
Кроме того, эксперт считает, что «приход в любой регион нового врио сам по себе лишь замораживает рост протестных настроений, а вот для их снижения требуются значительные усилия. При этом в регионах, где губернаторы сменялись часто, жители более скептически настроены по отношению к новым врио. Таким образом, решения именно о досрочных отставках глав регионов в конце 2020 года – первой половине 2021-го, скорее всего, будут приниматься очень осторожно.
Поэтому речь идет о возможных отставках семи губернаторов:
Битаров Вячеслав Зелимханович (глава Республики Северная Осетия – Алания
Кара-оол Шолбан Валерьевич (глава Республики Тыва)
Коновалов Валентин Олегович (глава Республики Хакасия)
Морозов Сергей Иванович (губернатор Ульяновской области)
Сипягин Владимир Владимирович (губернатор Владимирской области)
Темрезов Рашид Бориспиевич (глава Карачаево-Черкесской Республики)
Усс Александр Викторович (губернатор Красноярского края)
Бюджетные итоги первого полугодия. Хакасия попала в тройку регионов с самым высоким дефицитом бюджета
По итогам января-июля с.г. число «дефицитных» регионов в России снизилось с 47 до 36. Но в самом скверном состоянии оказались бюджеты Архангельской области (дефицит – 13,6%), Башкортостана (11,9%), Хакасии (11,9%) и Московской области (9,8%).
Рост региональных бюджетных доходов в июле не сопровождался увеличением расходов. Наоборот, по сравнению с июнем июльские расходы снизились на 1,4%. Самыми «экономными» регионами, сократившими расходы более чем на четверть, стали Алтайский край, Челябинская область, Хакасия и Татарстан, а Карачаево-Черкесия и Курская область урезали расходы более чем на 30%. Увеличились расходы в июле только в 22 субъектах федерации, и лишь в двух они возросли более чем на четверть – в Башкортостане и Нижегородской области.
В целом за год расходы регионов выросли на 18,7% (тем временем доходы – только на 2%). Популярные рассуждения о «страшном» бюджетном дефиците преувеличены. В июле бюджетные доходы регионов превышали расходы, а исключением стали 15 регионов. По итогам января-июля число «дефицитных» регионов снизилось с 47 до 36, а в худшем состоянии оказались бюджеты Архангельской области (дефицит – 13,6%), Башкортостана (11,9%), Хакасии (11,9%) и Московской области (9,8%).
Хакасия погрязла в долгах и кредитах
Проблема «дефицитности» бюджета усугубляется общей финансовой ситуацией в регионе. Общая сумма госдолга Хакасии на 1 сентября 2020 года достигла 22 млрд 488 млн рублей, что составляет 203% от объема собственных доходов на эту же дату. Годом ранее, 1 сентября 2019 года, госдолг республики составлял 147% от собственных доходов.
Министерство финансов Хакасии провело два очередных конкурса на получение коммерческих кредитов – на 400 млн и 500 млн рублей. На каждый из конкурсов заявился единственный участник, готовый кредитовать правительство региона – Сбербанк, который и стал победителем.
При этом критично то, что заемные деньги пойдут не на оплату каких-то бюджетных обязательств или проектов, а на гашение предыдущих долгов. То есть мы видим порочную схему «перезанять, чтобы переотдать».
Как пояснил экономист, руководитель ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев, вскоре властям региона предстоит погашение облигаций на 907 млн рублей, и только что привлеченные кредиты Сбербанка будут направлены на перекредитование.
Мамаев также напоминает, что правительство Хакасии в этом году уже взяло кредитов на 5,1 млрд рублей, из которых 1,755 млрд были коммерческими, и 3,4 млрд бюджетными. При этом с начала текущего года погашено 1,6 млрд рублей прошлогодних коммерческих кредитов и 1,755 млрд бюджетных.
Вместе с новым кредитом общая сумма полученных в этом году кредитов будет равна 6 млрд рублей.
В целом за время руководства Хакасией Валентином Коноваловым собственные доходы бюджета региона сократились на 8,4 млрд рублей. Это означает, что каждый из 534 тысяч жителей республики, включая стариков и младенцев, потерял при красном губернатора по 15 730 рублей.
Евгений Мамаев сравнил последние данные о доходах региональной казны за период с января по август 2020 года с аналогичными периодами 2018 и 2019 годов.
«Август 2018 года был последним месяцем, который относился к периоду нахождения предыдущего губернатора Виктора Зимина у власти. Поэтому и интересно сравнить собственные доходы этого года с тем периодом», – поясняет Мамаев.
В сравнении с 2018 годом собственные доходы аналогичного периода 2020 года упали на 5,3 млрд рублей. Учитывая, что в 2019 году собственные доходы снизились к 2018 году на 3,1 млрд рублей, можно утверждать, что относительно 2018 года республиканский бюджет за время работы Коновалова недополучил 8,4 млрд рублей собственных доходов.
«Такой вот результат! Причем идем с нарастанием – за 2019 год падение на 3,1 млрд рублей, а за 8 месяцев 2020 – на 5,3 млрд», – отмечает экономист.
Поступление по налогу на прибыль за январь-август 2020 года составило всего 2,4 млрд рублей против 5,4 млрд в 2019 году. При этом годовой план сбора налогов на прибыль в Бюджете Хакасии на 2020 год установлен в 9,1 млрд рублей. Следовательно, исполнение составляет 26,5%.
При таком обвальном падении собственных доходов, концы с концами республика сводит только за счет помощи Федерального центра. В 2020 году федеральная поддержка региону уже составила 11,1 млрд рублей – это в 2,2 раза больше чем в 2019 году. Столь щедрая помощь от правительства России, даже при драматическом падении собственных доходов, позволила в январе-августе 2020 году показать рост общих доходов бюджета – на 2,6 млрд рублей больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Но при это объем финансовой помощи федерального бюджета составил больше половины общих доходов хакасского бюджета. Это означает, что регион находится на содержании федералов.
Расходы бюджета Хакасии за январь-август 2020 года составили 24,9 млрд рублей, что на 6 млрд выше, чем в 2019 году. Дефицит бюджета за восемь месяцев текущего года составил 1 млрд рублей, тогда как годом ранее был профицит в 0,6 млрд рублей, а в 2018 году – 1,7 млрд рублей.