Начавшиеся осенью 2019 года и продолжающиеся по сей дань в столице Калмыкии массовые народные протесты с требованием сначала отставки «варяга»-выходца из ДНР Дмитрия Трапезникова с должности и.о. главы администрации Элисты, а затем и отставки недавно избранного главы республики Бату Хасикова могут подвигнуть федеральный центр к педалированию решения о повсеместном возвращении прямых выборов мэров российских городов, активное обсуждение чего происходит в политическом и околополитическом кругах последние год-полтора.
Снижение качества жизни большинства россиян, несмотря на победные заявления членов федерального правительства, продолжается. Причем данный процесс уже настолько очевиден и настолько масштабен, что публично фиксировать его, пусть и в смягченном варианте, стали даже зависимые в той или иной степени от Кремля ведущие социологические службы.
Очевидно и нарастание протестных настроений. В большинстве регионов, к счастью для федеральной власти, протест носит скрытый характер и выражается разве что в бойкотировании выборов.
Однако растет число территорий, где протест переходит в открытую форму. Опять-таки к счастью для федеральной власти, он не направлен публично и критично в ее адрес (либо это удается купировать на ранней стадии), а своеобразным спусковым крючком становятся относительно локальные экологические проблемы (как в Подмосковье или Архангельской области) и очевидные «косяки» местных властей (как в Республиках Бурятия и Калмыкия).
По мнению ряда экспертов, возвращение прямых всенародных выборов глав муниципальных образований позволит вернуть общественно активной части населения ощущение своего непосредственного (как избиратели) участия в политической жизни и сопричастности происходящим политическим процессам.
На мой взгляд, это является и заблуждением, и обманом. Формально и сейчас общественно активные сограждане имею возможность удовлетворять свои гражданские потребности на выборах муниципальных, региональных и федеральных депутатов, а также глав регионов и даже президента России.
Да, в подавляющем большинстве случаев это выборы с заранее известным результатом – вплоть до десятых долей процентов, заранее согласованных с основными акторами. И потому в тех субъектах федерации, где губернатор области/края или глава республики популярен у населения либо контролирует все процессы, исход выборов по избранию мэров также предсказуем.
Разве что кресла мэров станут разменом с яркими местными политиками, мечтающими стать главой региона, но придерживающихся установленных Москвой правил игры и не идущих на прямую конфронтацию.
Как это могло, к примеру, случиться еще в одном регионе Нижнего Поволжья – Астраханской области, где самый популярный местный политик – депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин готов был разменять свои губернаторские амбиции на кресло главы администрации Астрахани.
Однако эта история не про нынешнюю Калмыкию. И про национальные республики в целом, поскольку там всегда особая – клановая – система управления. Когда эта клановость в фарватере и в интересах федерального центра. Если же баланс грубо нарушается со стороны национального региона, то там появляется генерал Владимир Васильев, как в соседнем с Калмыкией Дагестане.
Калмыкия не нарушала баланса, появление Бату Хасикова на посту главы республики имеет совершенно иную природу. Никто не направлял его из Москвы зачищать местные кланы. Когда это требуется, в регион направляются генералы или хотя бы полковники спецслужб с чистой репутацией, опытом руководства и стальными нервами (и не только нервами). Но никак не старлеи милиции с фальшивой диссертацией, пусть и со стальными кулаками.
Поэтому все гуляющие по Степной республике легенды о том, что Бату Хасиков направлен «зачищать коррупционные» кланы» – не более, чем контент для «анонимных» телеграм-каналов от нелепых псевдополитических технологов. И даже создание им Управления по борьбе с коррупцией при главе Республики Калмыкия – не более, чем PR-акция и попытка переключить внимание жителей региона с резко ухудшающегося качества жизни на имитацию борьбы с коррупционерами. К тому же это выглядит попыткой прислониться к результатам калмыцких силовиков, которые ведут реальную борьбу и достигли в этом определенного успеха.
Есть и еще один аспект. Под эгидой борьбы с коррупцией можно уже под благовидным предлогом продолжить зачищать органы власти от профессиональных кадров своих предшественников и расставлять верных людей, в т.ч. своих родственников и коллег по КВН-движению своего лучшего друга.
Это уже можно наблюдать в Элистинском городском собрании и некоторых РМО. Планировалось подобное и в мэрии Элисты, на должность главы которой стали спешно готовить Хонгора Марилова, ранее хорошо известного в Калмыкии как «автора ряда популярных КВН-проектов, блогера с большим числом подписчиков в соцсетях».
Почти наверняка хороший человек, как, собственно, сам Бату Хасиков и его друг Сангаджи Тарбаев, в прошлом капитан команды КВН «Сборная РУДН», промоутер и шоумен, а с недавних пор –постоянный представитель главы Республики Калмыкия при президенте России.
Однако неслучившийся градоначальник Элисты Хонгор Марилов, что называется, из совершенно другой оперы, нежели ныне руководящий столицей Калмыкии Дмитрий Трапезников, т.е. не имеющий ни достаточных знаний, ни достаточного опыта для работы в такой должности. Не хочется обижать хорошего человека определением «марионетка», но предполагался именно такой реальный функционал.
Однако взявшим Бату Хасикова в оборот и въехавшим на его крепких плечах в Белый дом задуманного не удалось и на финансовые потоки столицы Калмыкии, как ранее и на финансовые потоки всей республики (глава республиканского правительства Юрий Зайцев) патронами Хасикова в Москве был поставлен Дмитрий Трапезников (тоже с функционалом марионетки, только в других натруженных руках).
К удивлению местных жителей и, полагаю, нового руководства Калмыкии, в работе Дмитрий Трапезников проявил себя опытным хозяйственником и оказался намного компетентнее в управленческих вопросах иных представителей новой команды, включая самого главу региона.
Однако этим уже не остановить протестов в Калмыкии. Среди прочих требований возмущенных горожан есть и возвращение прямых всенародных выборов мэра Элисты, и введения ценза оседлости для кандидатов на этот пост. Несмотря на попытки провокаций со стороны властей региона, лидеры протестующих прямо и четко обозначили отсутствие в данном требовании национального подтекста. Мэром Элисты не обязательно должен быть калмык, может быть представитель любого другого этноса многонациональной республики. Главное условие – человек пусть и не родился в Калмыкии, но проживает здесь достаточное время, чтобы не понаслышке знать о всех проблемах и особенностях города и региона в целом.
Кстати, подобные требования к чиновникам на посту мэра и губернатора были очень популярны в недавнем прошлом и в соседней с Калмыкией Волгоградской области. Однако первая пятилетка работы на посту губернатора-«варяга» Андрея Бочарова показала глубокую ошибочность данного суждения.
Впервые в своей новейшей истории с главой региона-«варягом» с лета 2019 года начала жить и Астраханская область. Есть надежды, что полковник Игорь Бабушкин как минимум повторит успех полковника Андрея Бочарова. А полковник Дмитрий Трапезников продолжит приятно удивлять элистинцев.
Виталий Арьков – основатель и руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, специально для ИА «Реалист»