Вы уже, наверное, поняли, что когда пишешь текст выступления для другого человека, очень важно придушить свой авторский голос. Не задушить до конца, а так – именно придушить слегка… небольшой подушечкой, чтобы похрипывал, но не пел. В голове должен звучать голос другого человека – начальника, клиента, заказчика. И даже при этом, нужно быть всегда готовым ко всяким несовпадениям.
“Очень трудно работать на дурака. Представляешь, такую офигительную фразу нашел, прям мем! Конфетка, а не фраза! Он бы на ней мог всю избирательную кампанию сделать! А ему, видите ли, не нравится”.
Так и есть
Что ответить на такую или подобную жалобу? Довольно типичную и, в каком-то смысле, естественную. Ведь творческий поиск дело крайне энергозатратное. Удачная речевая находка воспринимается автором, как золотой самородок в куче серой породы.
Но ничего не поделаешь. Нужно быть готовым к тому, что какой-то профессиональный успех не будет оценен. И это нормально.
Дело в том, что наш заказчик погружен в определенные обстоятельства. Как бы спичрайтер ни владел искусством погружения Станиславского, он не способен на 100% учесть все обстоятельства. Например, в политике огромное значение имеет образ и соответствие этому образу. Это определенная политическая роль, которую исполняет человек на протяжении значительного периода карьеры. Кто-то, например, должен поддерживать имидж “молодого политика”, даже несмотря на вполне заметные седины пятидесятилетнего мужчины. А молодому политику свойственна определенная стилистика. Например, он должен избегать житейских мудрствований на публике, а отдавать предпочтение задорному идеализму.
Да, именно так. Политика во многом подобна театру. Найти свой органичный образ также трудно, как и удачное артистическое амплуа. А найдя его, очень трудно отказаться.
И вот, будучи спичрайтером, видя своего заказчика вполне сложившимся умудренным человеком, вы предлагаете ему изумительную по тонкости и красоте фразу. Но проблема в том, что на совещании у своего руководства наш герой не должен быть слишком мудрым. Ему гораздо более простительно быть, например, излишне наивно-восторженным, чем выйти из привычного и устоявшегося имиджа “молодого политика”. Потому что это уже часть системы образов. Примерно как роль в большом спектакле, которую без ведома режиссеров не меняют. Такова театральная традиция.
Это только одна из возможных причин несовпадений. Одна из тех, о которых вы до сих пор не задумывались.
Если же говорить абсолютно серьезно, то начальнику действительно виднее. Он скорее всего гораздо лучше чувствует атмосферу и отношение коллег чем вы. Он интуитивно ощущает тонкости межличностного общения и политическую ситуацию. А также риски, угрозы, скрытые конфликты и чаяния потенциальных союзников.
А ваша удачная фраза вполне сможет пригодиться через годик. Радуйтесь, что она вообще пришла. Ведь это ваш профессиональный золотой запас.
Денис Дворников – публицист, спичрайтер, автор Telegram-канала “Русский Спичрайтер”, автор международных культурных и образовательных проектов, специально для Информационного агентства “Реалист”