Очень важным для определения отношения к России во внешнеполитической концепции новой администрации США является выступление Рекса Тиллерсона на заседании комиссии НАТО-Украина в Брюсселе 31 марта 2017 г.
В этом небольшом выступлении Тиллерсон говорил не столько об Украине, сколько об агрессии со стороны России по отношению к Украине и о необходимости поддержки Украины со стороны США и НАТО. Украину Тиллерсон упоминал 19 раз, Россию (Москву) – 14 раз, российскую агрессию (враждебность, оккупацию, насилие, угрозы) – 12 раз.
Тиллерсон сказал, в частности:
Три года назад российская агрессия против Украины потрясла основы безопасности и стабильности в Европе. Сегодня продолжающаяся российская враждебность и оккупация подвергают сомнению наше общее представление о единой, свободной и мирной Европе. Полностью сохраняется поддержка Украины со стороны США и НАТО. Члены НАТО твердо поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины. Мы не принимаем и не примем стремление России изменить территориальные границы Украины. Мы продолжим поддержку усилий Германии и Франции по ускорению имплементации Минских соглашений. Солидарность стран НАТО является решающей для нахождения политического решения этого конфликта. Мы продолжим требовать от России выполнения ее обязательств по Минским соглашениям. Санкции США будут сохраняться, пока Москва не откажется от действий, которые вызвали наши санкции. Мы с тревогой отмечаем эскалацию насилия на линии соприкосновения и повторяющиеся атаки на объекты гражданской инфраструктуры со стороны руководимых Россией сепаратистских сил, которые влекут усиливающийся риск гуманитарной катастрофы. Мы призываем Россию использовать свое влияние на сепаратистов для прекращения насилия, прекращения нападений и запугивания наблюдателей ОБСЕ и обеспечения доступа, который им необходим для выполнения их работы. Связанные с Крымом санкции должны сохранять свое действия пока Россия не вернет контроль над полуостровом Украине.
Такими заявлениями были бы довольны Барак Обама, Хиллари Клинтон и даже, наверное, Джон Маккейн. США, если не фактически, то декларативно сохраняют прежний подход к украинской проблеме, Минскому процессу, статусу Крыма и проблеме Донбасса. Сделки с Россией по поводу Крыма не будет. Санкции по отношению к России не будут сняты до возвращения Крыма Украине.
Госсекретарь США демонстрирует свой изменившийся статус. Когда он был крупным бизнесменом – главой корпорации ExxonMobil, имевшим опыт работы в России, награжденным В.В.Путиным российским орденом Дружбы в 2013 г., он выступал против антироссийских санкций. Теперь он стремится продемонстрировать перед своими политическими оппонентами в США, подвергаясь беспрецедентному внутриполитическому давлению, что он – государственный деятель, для которого внешнеполитические интересы, интересы защиты безопасности США и их союзников выше экономических преимуществ нормальных экономических связей с Россией.
Есть анекдот о мужчине, который несколько раз вступал в брак и каждый раз был уверен, что хуже, чем было в предыдущем браке, уже не будет. Но каждый раз ошибался. В этом смысле определенные надежды ряда российских политиков и аналитиков на существенное изменение политики США по отношению к России после избрания нового президента также не оправдались. Нестандартные предвыборные обещания помогли Трампу избраться, но в практической деятельности он будет продолжать политику предыдущих администраций, несколько изменив акценты. Американская политическая элита не потерпит самоуправства в собственном Белом доме. Поэтому Москва справедливо полагает, что надеяться нужно прежде всего не на иллюзорные добрые намерения президента США, а на укрепление собственных российских позиций. Тем не менее, в этой напряженной ситуации Россия демонстрирует готовность искать совместно с США пути выхода из кризиса. Так, выступая на Международном арктическом форуме в Архангельске 30 марта 2017 г., В.Путин сказал, что “мы воспринимаем и относимся к Соединенным Штатам как к великой державе, с которой мы хотим наладить очень добрые, партнерские отношения. Все остальное – ложь и выдумки в отношении России и провокации”. Президент России демонстрирует готовность встретиться с президентом США Дональдом Трампом в рамках форума Арктического совета в Финляндии или в рамках встречи “двадцатки”, если такая встреча будет подготовлена.
Многое до встречи В.Путина и Д.Трампа может прояснить предстоящий визит Рекса Тиллерсона в Россию. Однако визит госсекретаря США в Москву готовится достаточно странным способом. Возможно, это новое слово Госдепа США в дипломатии. Почему-то первым о том, что Рекс Тиллерсон планирует посетить Россию 12 апреля 2017 г. и встретиться с главой МИД РФ С.Лавровым, сообщило агентство Reuters, сославшись на источники в администрации президента США. Госдепартамент США в таком же одностороннем порядке подтвердил планы Рекса Тиллерсона приехать в Москву в апреле и встретиться с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. По заявлению представителя Госдепартамента “госсекретарь будет проводить консультации с союзниками по нашим обязательствам улучшить ситуацию безопасности на востоке Украины, а также необходимости для НАТО продолжать давить на Россию в связи с ее агрессией против соседних стран и выполнения Минских договоренностей”. Появление этой информации в СМИ 20-21 марта 2017 г. стало неожиданностью для российской стороны. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова была вынуждена заявить, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию.
Можно предложить два объяснения такому инновационному способу подготовки важных международных визитов. Первое состоит в том, что, будучи новичками в мировой политике и лишенные поддержки многих кадровых дипломатов США из-за идеологических разногласий, Трамп и Тиллерсон не собираются придерживаться устоявшихся представлений о дипломатии как об искусстве проведения переговоров с учетом и согласовании интересов участвующих сторон. Так, недавно Киев предупредили, что Вашингтон вскоре будет готов принять президента Украины с официальным визитом, но что о начале визита Киев предупредят только за 24 часа. Второе объяснение более простое – имеются систематические утечки закрытой информации из Госдепартамента и Белого дома, направленные на дискредитацию всей деятельности Трампа. Возможно, сочетаются элементы первого и второго объяснения.
Вспомним, что первая официальная встреча Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона состоялась 17 февраля 2017 г. в рамках встречи министров иностранных дел G20 в Бонне. Проявляя крайнюю осторожность, американская сторона отказалась проводить совместную пресс-конференцию по итогам встречи. Рекс Тиллерсон лишь зачитал для сопровождавших его журналистов письменное заявление, в котором говорилось, что он призвал Москву соблюдать минские договоренности по урегулированию конфликта на востоке Украины и выразил готовность работать с Россией в тех случаях, когда это будет выгодно США и их союзникам.
Тиллерсон планирует визит в Москву в ситуации, когда отношения США с РФ, как высказался 31 апреля 2017 г. пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, может быть худшие, чем во времена холодной войны. Поэтому логика поведения новой американской администрации уже понятна: с Россией дела можно вести только с позиции силы. Кроме того, Трамп и его окружение подверглись настолько беспрецедентному шантажу относительно недопустимости контактов с российскими дипломатами, государственными и общественными деятелями, что единственно возможная для них линия поведения – решительный отказ от нормального диалога, демонстративное сдерживание и отбрасывание России по всем направлениям.
Исходя из этого разовьем идею Пескова о том, что, возможно, ситуация в отношениях РФ и США в настоящее время хуже, чем в годы холодной войны. Тогда Советский Союз воспринимался как противник, марксистско-ленинская идеология которого предполагала ликвидацию всех основ западного мира и построение коммунистического общества во всем мире. Сейчас Россия трактуется как общество, не пожелавшее войти в западное сообщество на западных условиях. Такие общества Запад воспринимает как препятствующие глобализации и опасные для мирового сообщества. В США Россию обвиняют во вмешательстве в выборы президента и в сговоре с Трампом. Кроме того, в таких лимитрофных странах, как Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония, Россию зачастую называют экзистенциальной угрозой для их существования, которую можно решить только военным путем.
Можно предположить, что, вопреки недавним оптимистичным ожиданиям части российских политических деятелей и экспертов, новая администрация США начнет (будет вынуждена) выстраивать отношения с Россией посредством языка угроз, шантажа и ультиматумов.
Юрий Почта – доктор философских наук, профессор кафедры сравнительной политологии РУДН, специально для Экспертной трибуны “Реалист”