В последнее время не только Россия, но и европейские страны вызывают недовольство со стороны США. Это связано с активизацией совместных российско-европейских усилий по строительству “Северного потока 2”, который в большей степени должен углубить пошатнувшиеся из-за санкций отношения. Германия и Франция в тандеме убедили европейский истеблишмент в необходимости реализации нового энергетического проекта, продемонстрировав тем самым силу взаимодействия стран-основательниц ЕС. Однако этого оказалось недостаточно. США считают себя вправе вмешиваться в европейские дела, продолжают оказывать давление на европейских лидеров, прибегая к уговорам, шантажу и односторонним антиевропейским действиям.
По данным Европейской комиссии страны ЕС за 2017 г. импортировали из России 38,5% газа, а за первый период 2018 г. этот показатель вырос до 40,6%. Тенденции к диверсификации поставок природного газа не наблюдается: из года в год основными партнерами остаются Россия (с самым высоким показателем), за ней идут Норвегия, Аргентина и Катар. В 2019 г. американская обеспокоенность этой ситуацией стала проявляться более явственно, наметился переход от угроз в адрес европейских стран к конкретным действиям.
Так, в начале марта 2019 г. госсекретарь США Майкл Помпео только предостерегал европейцев – не сотрудничать с Россией по новому газовому потоку в обход Украины. Радеют ли США за украинское правительство, которое потеряет большой объем средств, если российский газ найдет новый путь в Европу? Скорее всего, нет. Основная причина громких заявлений Помпео в том, что американской стороне крайне невыгодна безопасность транспортировки российского газа в Европу. Транзит через податливую американскому влиянию Украину – единственно возможная форма контроля объемов поставок.
Интересно, что Европа вопреки ожиданиям и экспертным прогнозам проявила твердость и решимость по данному вопросу. Она не только не отказывается от строительства, но и взяла на себя новые обязательства, ставя при этом под вопрос евроатлантическое сотрудничество. Виной такой бескомпромиссной позиции ЕС является политика США в отношении европейских партнеров, отказ от восприятия их интересов (в том числе по проблеме взаимного снятия санкций с России и сирийскому кризису).
Неубедительные слова Помпео и отказ Европы подчиниться американским рекомендациям привели к тому, что в конце марта 2019 г. в США приняли проект достаточно абсурдного закона “по противодействию поставкам российского газа в Европу”. Такое откровенное вмешательство в дела стран Евразийского континента – прямое нарушение норм международного права. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что ведущие европейские страны ставят выгоды от “Северного потока 2” выше гипотетической возможности ухудшения отношений с США.
Более того, Германия готова проигнорировать попытки Дании саботировать строительство нового газопровода и разработать альтернативный путь в обход территории северного государства. Потери от такого шага будут незначительными – Дания не является членом монетарного союза и ее отказ от сотрудничества не нанесет ущерб европейской экономике.
Именно сейчас можно говорить о том, что наступает новый этап евроатлантического сотрудничества. Политика США по вмешательству в дела ЕС терпит одну неудачу за другой. Россия предлагает Европе конкретные совместные действия, от которых обе стороны получат соответствующие выгоды, а США уже при Бараке Обаме могли предложить лишь мифическую поддержку от мнимой угрозы.
Дональд Трамп пошел еще дальше, пригрозив, что Америка не будет платить за свое присутствие в Европе, как это было при других президентах. Европе остается не так много путей для дальнейшего развития: либо самоустраниться и позволить США и России самим решать основные проблемы мира, либо диверсифицировать партнеров, при этом упор сделать не на классическую евроатлантическую дружбу, а на российский вектор, который сегодня очевидно более выгоден.
Наталья Ивкина – кандидат исторических наук, преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН, специально для ИА “Реалист”