ЕРЕВАН (ИА Реалист). Непрекращающийся политический кризис в Республике Армения и морально-психологический послевоенный стресс требуют чрезвычайно серьезных и ответственных решений народа и его элиты в выборе пути общего будущего.
Преамбула: постановка проблемы, цель и субъект
Только глубокий анализ и ясное понимание случившегося позволит найти ответы на исторические вызовы.
Проблема:
армянское государство и народ оказались перед угрозой существования.
- Цель: определить принципы и ценности, на основе которых можно воссоздать и усилить уникальную армянскую идентичность и встроить ее в современный контекст, оперируя новыми эффективными формами сотрудничества между армянским государством и армянским миром.
- Субъект: армянский народ в Армении как ядро мирового армянства и мировое армянство в целом.
Общее дело как проект будущего
Прежде всего надо самокритично пересмотреть устоявшиеся десятилетиями приоритеты, признать допущенные ошибки, главная из которых – отсутствие Общенационального дела, как проекта будущего.
Под общенациональным делом мы понимаем построение армянским народом, объединенным традиционными культурными ценностями, суверенного правового социального государства.
Именно строительство, обустройство и защита нашего Армянского Дома и должно стать тем общим делом, который объединит всех армян мира, не имеющих общей повестки.
Общество. Право. Государство
Мы понимаем общество, как консолидацию граждан, объединенных всеобщим взаимным признанием, доверием и уважением всех и каждого друг к другу.
Мы понимаем право, как общий институт, объединяющий и регулирующий возможности и намерения всех членов общества – граждан, когда нарушение прав одного гражданина одномоментно нарушает права всех граждан.
Мы понимаем государство как представитель и главный фактор, обеспечивающий возможность данной консолидации.
Общество, право и государство должны стать тремя точками опоры нашего существования в современности.
Гарантом существования армянского государства и армянского народа, как политической нации, должен выступить, прежде всего, глобальный армянский мир.
Переосмысливая идентичность
После войны 2020 года для армянского мира сложилась совершенно новая реальность, в которой сохранить привычный уклад уже не получится. Вместе с тем, эту новую реальность можно воспринимать как исторический шанс для кардинальной трансформации негативной энергии разочарования в позитивную энергию коллективной работы над настоящим и будущим нашего народа.
Произошедшее дает нам, как точку перезапуска, возможность пересмотра сложившихся норм и привычек, а также переосмысления приоритетов. Отныне предстоит положить в основу общественной жизни понятия взаимовыручки и взаимоподдержки, когда во главу угла ставится не только личное благополучие, но и его встраивание в общенациональное дело. А это возможно при формировании правового сознания и соблюдения прав и свобод, признаваемых армянским обществом и закрепленных в Конституции.
При этом мы выступаем за сохранение языковой, культурно-религиозной, этнической идентичности как жизненно важных и смыслообразующих, наряду с другими, в том числе с гражданской идентичностью армян, проживающих в других странах.
Отрадно, что у подавляющего числа соотечественников в диаспоре в настоящее время актуализировалась национальная идентичность и они хотят быть приобщенными к большой армянской семье, консолидированной вокруг Армении с Арцахом. Если мы не сможем трансформировать это желание в энергию, направленную на созидание армянства совместно с армянским государством, то нас ждет незавидная участь ассимиляции.
Самосохранение: образ жизни и семья
Существование общин в диаспоре до сих пор практически сводилось к мягкой ассимиляции в стране проживания, мы безнадежно строили и продолжаем строить родину вне родины при наличии Родины. Данная стратегия пост-геноцидного мышления, построенная на психологии народа лишенного государственности, себя давно изжила и ежедневно причиняет только ущерб и страдания, отвлекая от общенационального дела – построения Армянского Дома.
Армянство получило шанс переоценить свое самовосприятие, изменить перспективу обзора себя и окружения.
Мы – рассеянный по миру народ, но в новых исторических условиях должны трансформироваться в сетевую нацию, главный узел которой – государство Армения. Оно, совместно с диаспорой, должно консолидировать всех нас вокруг будущего нашего народа.
Для этого каждая армянская семья и каждая самоорганизовавшаяся армянская община должны созидать нашу единую неделимую Родину, и стать гарантами ее существования и развития. Первая – посредством подтверждения своей идентичности и вклада в общее дело, вторая – механизмом конкретного участия.
Требуется колоссальное напряжение сил по укреплению нашей Родины и государства, а значит, и нас самих. Именно в этом смысл существования Всемирного армянства. В этом заключается наш долг перед предками, от которых приняли эстафету, и должны ее передать детям.
Молодежь как надежда
Сегодня мы возлагаем большие надежды на армянскую молодежь, которая демонстрирует не только истинный патриотизм и любовь к Родине, но и стремление к изменениям, твердое намерение строить свою жизнь согласно принципам самореализации, свободы и независимости, представительства своих интересов в органах власти и через институты гражданского общества.
Будущее Армении в руках ее молодого поколения. Ему обустраивать мир на армянской земле. Этому поколению решать, как служить Родине, как ее защищать, и какую цену оно готово заплатить за этот мир. Молодежь наглядно продемонстрировала всему армянству очень важное положение: в нашем народе достаточно жизненных сил, чтобы сопротивляться вызовам времени продолжать жить и развиваться. Мы надеемся, что имеем полное право назвать наших сыновей и дочерей героями за их безоговорочную готовность защищать Родину и бороться за ее свободу и независимость.
Принципы и ценности армянского народа: новые подходы к известным понятиям
На новом витке истории нам предстоит беспрецедентный по масштабу шаг к новой экстерриториальной самоорганизации. Перед этим нелегким восхождением нам всем необходимы ясность и стремление ко всеобщему и идентичному пониманию традиционных унаследованных из истории понятий, где бы мы ни находились, в какой бы культурной и языковой среде ни жили. В связи с этим предлагаем свое видение их содержания.
- Армянский народ как политическая нация имеет свою идеологию, основанную на системе ценностей, что позволило ему состояться в статусе политического субъекта.
- Система ценностей, основанная на традициях трудолюбия и любознательности, любви к ближнему, ценности индивидуальности, добрососедства, гостеприимстве и отсутствии ксенофобии, терпимости, языке и вере, позволяет организовать народ политически, экономически и культурно.
- Творческая и созидательная сила народа, его вековые мечты и чаяния, формализованы в политическом процессе государственного строительства и отражены в Конституции Республики Армения.
- Идеология армянского народа, как политической нации, строится на мощных мифологемах о прародителе Айке, Великой Армении, Библейской горе, райском саде, Эпосе, Письменности и Истории выдающихся личностей. Собственно, это формируют у армян образ народа.
- Армянство – многообразие субъектов, обеспечивающих жизнеспособность традиционных армянских национальных ценностей и приоритетов, поддерживающих экстерриториальную целостность армянского народа в прошлом, настоящем и в исторической перспективе.
- Армянство шире, чем понятие армянский народ и включает в себя людей разных национальностей, которые соучаствуют в его судьбе, помогают пребывать народу в истории.
- Армянство — это совокупность, организаций, сообществ, общинных структур, иных субъектов, деятельность которых направлена на сохранение армянской идентичности и развитие армянского народа.
- Армянство, как рассеянная мировая сеть, является гарантом сохранности армянского народа, его культуры и благоденствия.
- Армянский очаг — это любое место на мировой карте, где представитель армянства может найти помощь или сам будет в состоянии ее оказать во имя сохранения армянского народа и его будущего.
- Армянский дом – страна Армения – древняя наирийская земля – Родина армян.
- Армянские общины диаспоры – экстерриториальные системы местного самоуправления армян мира, являющиеся внешними столпами Армянского Дома.
- Армянский мир – культурно-цивилизационное пространство, не имеющее границ, сетевое устройство армянства во всем его многообразии форм и способов существования.
- Армянский народ – исторически сложившаяся этническая экстерриториальная общность людей, объединенная историей, верой, языком, традициями и ценностями, способная к собственному демографическому воспроизводству и развитию во всех сферах социальной жизни: политической, экономической и культурной.
- Армения – страна, в которой сохраняется такая возможность исторического и актуального пребывания и развития.
- Государство Армения – высшая форма политической суверенной самоорганизации армянского народа, посредством которой он обретает статус политической нации, а в мировом сообществе – равноправного субъекта.
- Национальная идея армянского народа быть трижды первоначалом:
– Армения – гора Арарат, приютившая Ковчег.
– Армения – первое государство, принявшее христианство.
– Армяне – автохтонный народ со своим языком и письменностью.
- Идеи армянского мира – это то, чем он может быть интересен остальному миру, то есть то, что он может дать другим.
- Миссия Армении – быть уникальным местом диалога Запада и Востока – это межконфессиональная, межцивилизационная функция. Но важно не само место, а то, что здесь вырабатывается духовно. У армянского народа есть опыт быть на перекрестке: перевода, освоения и диалога. Этот опыт должен превратиться в новый ответ интересный миру.
- Культурный код армянского народа: личность, семья, вера, язык, достаток.
- Армянская государственность возможна только при условии этого кода. Он помог древнему народу пережить геноцид — это идеология христианской духовной стойкости и народная мораль физической выживаемости. Но для армянской государственности необходимо дополнить этот код важным элементом – Общенациональным делом.
- Армения, как государство должно быть построено на принципах свободы гражданина и взаимной социальной ответственности, быть обществом социальной справедливости.
- Важнейшей ценностью армянской ментальности, ключом к ее нравственным ориентирам является отсутствие в истории Армении длительного периода рабства, различных форм внутреннего рабовладения, будь то закрепощение армянского народа армянскими нахарарами и монархами или обращение в рабство ассимилированных народов. Это обстоятельство связывают с ранним принятием Арменией христианства с его важнейшими гуманистическими ценностями братства людей и равенства всех людей перед Богом.
- Армянская культура гуманистична в своей основе. Исторически для армянского сознания ценность человеческой жизни мыслилась в качестве абсолютной ценности, ценнее которой не могут быть никакие сверхличные образования – корона, трон, престол, государственность. В этом вопросе армянское самосознание уникальным образом противостояло другим цивилизациям, поставившим интересы Полиса и Империи над интересами отдельно взятого человека. Частное не менее важно, чем общее и во многом именно оно придает смысл общему – со-вместности со-граждан.
- Важнейшим и во многом сакральным элементом общности в армянской культуре является семья. Она представляет собой тот центр сакральной силы, которая создает безусловные смыслы. Укореняясь в своей семье, армянин осознает также свою безусловную значимость и ценность.
- Дух армянского индивидуализма носит родовой отпечаток, но это не меняет его природы. Армянская культура мало подвержена риску построения тираний патерналистского типа, в которых правитель или диктатор претендует на абсолютную власть и абсолютное подчинение граждан, обещая взамен чувство причастности к целому и размытой в коллективе значимости. Имея твердую основу и устойчивую поддержку в своей семье и собственном проекте, армянский гражданин заключают с государством исключительно контрактные отношения, а также готов к личной ответственности.

Армянский мир: институты самоорганизации
- Государство. Армянская государственность строится снизу – ее основа армянская семья. Именно семья является смыслопорождающим фактором армянской государственности. Основная двуединая цель государства – национальная безопасность и рост благосостояния домохозяйств.
- Домохозяйство – это экономически, социально и культурно оформленное развитие армянской семьи.
- Община – домохозяйства объединяются в институт территориальных самоуправляемых общин, которые самостоятельно формируют свою повестку и местные органы самоуправления.
- Партии – многообразие политических партий не соответствует армянской идеологии семья-народ-государство. Народ-партия есть оптимальный механизм.
- Вооруженные силы – механизм защиты государственности и суверенности. Республика Армения должна иметь профессиональную армию.
- Солдат. Профессиональный воин – особая социальная страта. Он должен быть наделен дополнительными правами и привилегиями, также, как и его семья. При гибели или ранении профессионального военного забота о его семье ответственность государства и общества. Социально-экономический уровень защищенности и обеспеченности семьи военнослужащего должен быть обеспечен не ниже, чем до потери кормильца.
- Церковь. Институт Святой Армянской Апостольской Церкви традиционно окормляет христианскую веру армянского народа. Этот институт традиционно является главным и центральным в духовной жизни армянского народа. При этом, сама духовная, конфессиональная и культурная жизнь армянства значительно шире и разнообразнее, что позволяет каждому ее представителю осваивать современность в рамках своего личного выбора.
Вместе с тем, несмотря на все многообразие палитры национальных институтов для построения прочной структуры армянского общества очень не хватает активности первичных звеньев гражданской самоорганизации, а также органов высшего общенационального управления, т.е. с одной стороны, нет реального первичного звена самоорганизации общества, а с другой – высшего управленческого уровня. Именно потому и нет устойчивой конструкции в армянском мире. Отсутствует фундамент, опора «на землю» – реальное местное самоуправление, нет также единого высшего национального управляющего органа.

В связи с этим предлагается учреждение недостающих в обществе институтов:
- Ашхаражохов (общенациональное собрание) – это форма самоуправления и институт личного участия каждого представителя армянства, где бы он ни жил в обсуждении и принятии решений по вопросам либо местного, либо общенационального значения.
- Ашхаражохов – должен быть конституционно оформленным органом, что приведет как к его лучшей, эффективной самоорганизации всего армянства, так и поставит армянское государство под внешний гражданский контроль и более эффективно организованную помощь. Этот институт должен быть финансово независимым органом, через который будет осуществляться взаимопомощь в рамках глобального армянского мира.
- Ашхаражохов – высший общенациональный коллегиальный орган управления, формируемый мировым армянством. Решениями национального собрания руководствуется также Республика Армения. Во главе общенационального собрания – избираемый прямым открытым голосованием – национальный лидер армянского народа.
- Национальный лидер – институт экстерриториального координатора общенациональных процессов. Избирается прямым демократическим голосованием из кандидатур, представленных институтами местного самоуправления – общинами, или отдельно структурированными сообществами. Национальный лидер возглавляет общенациональный Ашхаражохов – общенациональное собрание, и является медиатором во всех конфликтах, которые могут угрожать единству армянского мира. Период реализации полномочий лидера не может превышать определенного срока и должен быть ограничен. Данное требование должно неукоснительно соблюдаться и находится под прямым контролем избирателей. Национальное лидерство не может перерастать в пожизненный статус, но служит исключительно временной привилегией, которая должна быть доступная как можно большему числу активных граждан, желающих попробовать себя в таком качестве.
Лишь выстроив всю вертикаль общества снизу доверху, сможем обрести суверенность, гарантировать реализацию прав и обязанностей, создать органы общественного контроля за государством, устранить антагонизм между армянским обществом и армянским государством.
Автор – философ и адвокат Рубен Киракосян, который выражает признательность за участие соавторам проекта:
декану философского факультета Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, доктору философских наук, профессору Олегу Габриеляну;
профессору Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, кандидату философских наук (МГУ) Диане Гаспарян.