МАХАЧКАЛА (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист отвечает кандидат исторических наук, ученый-кавказовед, знаток восточных и дагестанских языков Тимур Айтберов.
Бытует мнение, что власти Азербайджана целенаправленно занижают численность дагестаноязычных народов, проживающих испокон веков — можно, наверное, сказать, с дотюркских времен, — на подвластной им территории. Это правда?
Тимур Айтберов: Дагестаноязычное население, испокон веков проживающее на территории, которая составляет сегодня Азербайджанскую Республику, можно разделить на три основные группы. Первая и самая многочисленная, а главное — жизнеспособная: лезгины. При царе их именовали кюринцами. Вторая группа — исторически малочисленные этносы, известные в кавказоведении как «шахдагцы», такие, например, как хиналугцы, крызы, будухцы, хапиты. Эти народы, хотя они пели, танцевали (они танцевали, правда, не лезгинку, а так называемый Мешеди Ибат) и писали по-азербайджански, но все-таки сохраняли себя столетиями. Исчезновение их с лица Земли, в форме тюркизации, происходило «широкими шагами» в эпоху существования Советского Азербайджана. Третья группа — аварцы АзР, имевшие вплоть до 1830 года национальную государственность (около 5 тыс. кв. км), имеющие свою музыку, которая полностью отличается от азербайджанской, имевшие и имеющие свои песни и свои танцы, писавшие на арабском (старейший памятник ХIII в.) и на родном аварском языке, но арабским шрифтом (сохранились поэмы начала ХIХ в. ). Причем одна из таких поэм (размером в целую брошюру) была напечатана при царе. Какова же их численность? Тут имеем мы дело с такими бездарными по форме махинациями бакинцев, что нужно, наверное, привлечь аналитический отдел британской МИ-6.
Однако отмечу, что по результатам имперской переписи 1897 года, по материалам, которые выставляло закавказское русское начальство, базировавшееся в Тбилиси, а также по сообщению мобилизационного отдела Кавказской армии Российской империи, аварцев было в 1912 году (на территории нынешнего Азербайджана) 52 тысячи человек. Это практически столько же, сколько их показывает современное азербайджанское начальство, что вызывает наше возмущение. Как же так?
На территории Дагестана, в пределах РФ (как пишут тюркофилы, подстрекающие аварцев на мятеж против Москвы, «под властью неверных») аварский народ увеличился более чем в 6 раз, хотя в Дагестане аварцы были в прошлом особо бедным населением. А вот на территории Азербайджана, где им принадлежали тысячи гектаров плодородных земель и шикарные горные пастбища, за сто лет аварцев стало якобы даже меньше на одну тысячу человек, чем было в 1912 году. В Дагестане за это же время численность азербайджанцев увеличилась почти в 8 раз (в результате деторождаемости и привязке к ним ираноязычных мусульман, то есть татов), а почему аварцы абсолютно не увеличиваются в Азербайджане – на фоне ситуации в РФ? Тут либо геноцид, либо страшные и при этом сверхнаглые по форме бакинские махинации с материалами переписей. Одним словом, аварцев (как полностью сохранивших язык, так и частично ассимилированных) должно быть в Азербайджане порядка 360 – 370 тыс. душ.
В чем конкретно заключается манипуляция с переписями населения в Азербайджане?
Тимур Айтберов: Аварцы закатало-белоканской зоны Азербайджана делились на высшую касту (лезгиял), представленную белокожими высокорослыми землевладельцами, и на низшую касту внутри авароязычного населения, представители которой носили оружие, призывались в аварскую армию, но земель имели относительно мало, а также стояли вне политики. Эта каста, которая была издавна авароязычной, называлась традиционно «монголами» ( мугъал ), ибо в становлении ее роль сыграли монгольские воины Хулагуидов, вследствие чего они несколько похожи на таджиков.
Так вот, азербайджанские коммунисты, запугав аварское дворянство при помощи НКВД, объявили авароязычных мугалов тюрками. Как результат более 200 тыс. аварцев записано сейчас азербайджанцами. Мало того, на основании этого своего ложного умозаключения властные структуры Советского Азербайджана стали запрещать изучение аварского языка, прежде всего, в старинных аварских селах (зафиксированы в арабских документах XIV, XVII и XVIII столетий) с современным населением в 7 – 10 тысяч человек, среди которых было много авароязычных мугалов. Следуя методике «младотурков», АзССР запрещала говорить по-аварски в публичных местах, даже на улицах традиционно аварских населенных пунктов. А перед 1917 годом это были полноценные городки, если брать за пример Центральную Россию. Отмечу и то, что, действуя при помощи «чекистского» террора и азербайджано-тюркской школы, власти Азербайджана полностью уничтожили кюрдамирских аварцев, которые зафиксированы имперской переписью от 1897 года.
Многих потомков аварского дворянства Закавказья, которых брали в охрану русского царя (Лезгинский полувзвод в составе гвардии ), власти Советского Азербайджана записали самым наглым образом в состав тюрков. Это особенно характерно для тальцев, гугамцев и мухахцев (клан Чурмут, клан Тлебель ). Таких аварцев многие тысячи. В результате бакинские «кудесники» стали писать, что в Азербайджане конца 1920-х – 1930-х годов аварцев было очень мало, в три с половиной раза меньше, чем было в 1912 году. Опираясь на эти «нарисованные» нам 15 тыс. душ, азербайджанские «блогеры» последних лет пишут, что в Азербайджане численность аварцев растет так же, как и в РФ.
Теперь тюркисты планируют провернуть такой же прием в Республике Дагестан, где сейчас более 3 млн человек. У них есть четкий план, созданный в Османской империи ХIХ века, который сегодня распространяется среди проверенных тюркофилов. Согласно ему, нужно первым делом перессорить между собой крупные дагестаноязычные народы (от 1 млн до 500 тыс. ). Затем расщепить большие народы на племена, чтобы отразить это в переписи. То есть уничтожить жизнеспособные народы Дагестана. Третья ступень: расщепить племена на аулы, враждующие за земли и воды, что также следует отразить в переписи. На заключительном этапе, опираясь на продажных российских чиновников, работающих в Центре, изменить отчества этнических дагестанцев с «ович» и «овна», на «оглы» и «кызы». Впарить также этим аулам тюркский язык, объявить Дагестан азери-тюркской территорией и ставить вопрос о выводе его из РФ и присоединении к Азербайджану.
В самом конце существования СССР, когда Азербайджан возглавил Абдурахман Везиров (выросший в Москве), бакинские власти решили недовольство дагестанцев заглушить. В Советский Азербайджан была приглашена небольшая группа общественников по линии общества «Знание», в составе которой оказался и я. Тогда мы по прибытию в Закаталы сразу и прямо подняли вопрос о махинациях с переписями и о существовании запрета в АзССР на обучение аварскому языку. Сказали мы также об отсутствии аварских СМИ, да и вообще свободы для аварского языка, сделав это перед первым секретарем Закатальского района КПСС Надиром Абдурахмановым. Еще дышала КПСС. Было по этой причине дозволено лично Абдурахмановым открыть несколько школ с преподаванием аварского языка (2 часа в неделю), в Белоканах было создано тогда же аварское радио. При «Народном фронте», как и в первые годы правления Гейдара Алиева, эти позиции за аварцами Азербайджана сохранялись.
Тем более что свержение «Народного фронта» осуществили при помощи солдат, происходивших из числа этнических дагестанцев Закавказья, призванных на Карабахский фронт, в числе которых были и аварцы. Но каких-то дополнительных «поблажек», по сравнению с «везировскими», нам тогда не было дано. Вместо этого организовали провокации «чекистского» профиля, что сделано было при фактической помощи одного шизофреника аварской национальности. В итоге многих аварских ребят посадили. Как утверждают закавказские аварцы, раненного убегающим азербайджанским пограничником смельчака по имени Гаджи, которого усыпил эфиром и выдал медик, живым сбросили тогда с вертолета. В таких вот политических условиях, когда в Закатало- Белоканы были введены азербайджанские войска, местные власти, начавшие теперь войну против аварского народа Закатало-Белокан, провели мероприятие — очередную перепись.
Суть его: население больших аварских сел, вошедших подвигами своими в историю Кавказа, а также все население городов, как и население небольших сел со смешанными браками, записали азербайджанцами. В аварцах оставили только жителей горного Джара и джарцев Приалазанья (сел. Даначи), а в целом Белоканском районе, где при царе Николае азери-тюрков не было вообще, в аварцах оставили только жителей поселения Кабахчел. Например, весь белоканский Катех, существовавший еще в ХII веке, с современным населением в несколько тысяч аварцев, где до 1920 года не было ни одного азери-тюрка, записали «переписчики» азербайджанским селом, якобы упоминаемым в тюркской поэме Асли и Керим. Это уже не манипуляции с переписями, а бессовестные махинации. Причем проводимые бездарными тупицами, которые считают, что в Дагестане ученых нет.
Откуда, на Ваш взгляд, берет начало такая ненависть к языкам и культуре аварцев и лезгин?
Тимур Айтберов: Правящая семья в Азербайджане неприязни к этническим дагестанцам, как мы чувствуем, не испытывает. Зато к нам, как к этносу, ярую ненависть испытывает азербайджанская интеллигенция — тюркофилы, а это десятки тысяч человек, как и чиновничество АзР, которое прихватизировало аварские земли и иные ресурсы. Почему я говорю о правящей семье? Дедушка Ильхама Гейдаровича был у нас в Дагестане первым секретарем обкома КПСС — в конце Великой Отечественной войны. Он, Азиз Керимович Алиев, оставил о себе очень хорошее впечатление, как рассказывали старые коммунисты, работавшие тогда в обкоме.
Например, мой близкий человек был у него то ли начальником охраны, то ли замначальника, и всегда рассказывал об А.К. Алиеве только хорошее. Тех старых коммунистов, которые хорошо знали азербайджанский, удивляло, что Азиз Керимович иногда разговаривал с некоторыми бакинцами на непонятном для них языке. Потом догадались: говорил он на курдском. Кстати, в Дербенте жила семья, дети которой афишировали себя в 1970-е годы, как родственники Гейдара Алиевича. На одном общественном мероприятии в г. Дербенте меня познакомили, лет 6 тому назад, с руководителем строительной фирмы, проживающим на Северном Кавказе. Его представили как двоюродного брата нынешнего президента Азербайджана, а он с этим соглашался.
Несколько лет тому назад в Махачкале согласились поставить памятник Азизу Керимовичу. Причем перед зданием Муфтията, на махачкалинской улице, которая еще с советских времен называется его именем. Хотя такой памятник, да еще в названном месте, никак не вяжется с мусульманской религией — это воспринимается исламистами как идол. В древнем Дербенте появилась тогда (также с разрешения Махачкалы) улица имени Гейдара Алиева…
Все шло вроде бы неплохо, в рамках дружелюбия и добрососедства. Но со временем дагестанцы стали понимать, что в Азербайджане есть очень много влиятельных людей, которые ненавидят нашу культуру, наши языки. Они настроены четко на уничтожение всех дагестанцев через их тюркизацию, о чем думал еще Мирджафар Багиров, но ему мешали Анастас Микоян и Лаврентий Берия. Указанные группы в Азербайджане, которых можно отнести к идейным наследникам Багирова, мечтают и планируют после тюркизации Дагестана присвоить дагестанскую недвижимость и превратить дагестанцев в рабов, которые будут работать на них.
Несколько лет тому назад, еще при президенте РД Рамазане Абдулатипове, состоялась официозная встреча с дагестанской интеллигенцией. На ней выступил представитель азербайджанского парламента. Он, говоря с глубоким чувством, благодарил тогда Дагестан за памятник Азизу Алиеву и за дербентскую улицу имени Гейдара Алиева, за процветание на дагестанских землях азербайджанского языка, за существование азербайджанского театра и газет, которые финансируются дагестанскими властями из бюджета. А мы сидим и ждем: вот сейчас скажет этот парламентарий хотя бы для виду, что в Азербайджане для аварцев и лезгин тоже что-то делается. Однако он не произнес ни слова по этому поводу. Там был президент Дагестана, его окружение и цвет нашей интеллигенции. Тогда-то те, кто были способны думать не только о взятках, но и о чем-то возвышенном, пришли к четкому мнению: наши дагестанские патриоты правы, когда говорят, что азербайджанские парламентарии – сплошь националисты-пантюркисты, которые охвачены идеей своего тюркского величия.
Одним словом, истоки азербайджанской массовой ненависти к аварскому языку, к аварской культуре и к аварской идентичности кроются в нашем нежелании превращаться в азери-тюрок и при этом (что важно) в лиц самой низкой общественно-политической категории.
Расскажите об истории вопроса. Нашим читателям будет полезно о ней узнать…
Тимур Айтберов: Аварское население, проживающее на территории нынешнего Азербайджана, уже при шахиншахах из династии Сефевидов, которые были талышами курдского корня, составляло особые группы, связанные с Западным Дагестаном. Главная из них базировалась в крепости Голода, которая стояла над современным г. Закаталы. Это была каста воинов, которая на рубеже XVII-XVIII веков отвоевала у грузинского царства территорию площадью в 4 тысячи кв. километров.
Данное государственное образование, имевшее свои законы и свой архив (они, кстати, сохранились и публикуются) сумело создать сильную армию, воевавшую с разными военно-политическими силами, в том числе с турками-османами. Аварцы действовали в качестве ведущей силы при захвате мусульманами в 1721 году г. Тбилиси. А в 1728 году Османская империя решением стамбульского дивана, за подписью султана Ахмета II, признала независимость закатальских аварцев от любого политического образования, существующего в Закавказье, будь то Тбилиси, Баку или Гянджа. Закавказские аварцы находились на правах, аналогичных Крымскому ханству. Были очень точно определены границы аварского национального государства, по поводу чего имеется особый документ. То есть государственность аварцев Закавказья была признана Османской империей в то время, когда она еще побеждала европейцев.
Не буду долго пересказывать историю. Скажу лишь, что в XIX веке во время русско-персидских войн между аварским закавказским государством и Российской империей происходили войны. По итогам первой войны армия, которую возглавлял генерал Василий Гуляков, потерпела поражение. Причем сам Гуляков был убит в бою. А такие известные личности Х1Х века, как Михаил Воронцов, будущий фельдмаршал, и Александр Бенкендорф, будущий всесильный глава III отделения Императорской канцелярии, спаслись под трупами – в крови и испражнениях убитых солдат. Через 24 года, уже во время второй русско-персидской войны, победитель Ирана фельдмаршал Иван Паскевич отправил против белокано-закатальских аварцев часть своих войск во главе с генералом Степаном Стрекаловым. Эти войска сумели, в конце концов, установить власть России в Белокано-Закаталах и аннексировать аварское государство Закавказья, но они понесли такие потери, что данный вопрос разбирал сам император Николай I.
К началу XX века аварские земли в составе Российской империи составляли особую единицу — так называемый Закатальский округ. Языком этого округа был аварский язык. Землевладельцы — крупные и мелкие — были по большей части аварцами. А безземельный трудящийся класс состоял из азербайджанцев и грузин-мусульман. Поскольку аварский язык имел там прежде статус государственного языка, на русских картах, которые издавались имперским командованием, владение площадью в 4 тыс. кв. км обозначалась как территория лезгинских (дагестанских) языков.
Во время Первой мировой войны, когда после развала Российской империи Османская армия начала продвигаться в сторону Баку, который находился тогда в руках у Степана Шаумяна, младотурецкое командование пошло тут на хитрый ход — собрало маленькую сходку, которую обозначили как «Национальный совет». Состоял он из 2 азербайджанцев и 1 аварца, бывшего депутата Государственной думы. Азербайджанцы или, как их тогда называли, закавказские татары, были из социально низких слоев. Итак, этот орган и провозгласил вхождение Закатальского округа в Азербайджанскую Республику, которая в то время даже не владела Баку…
Разведгруппа, присланная в 1920 году Кемаль-пашой (Ататюрком), написала в своем отчете, что этот маневр удался тюркистам потому лишь, что на Северном Кавказе шли бои против Антона Деникина. Но, как показано в донесении турецкой разведки, налицо было большое недовольство названной акцией.
Еще один интересный момент: в планах британского командования, которые были составлены перед Мудросским перемирием, отмечалось, что лезгинские районы Азербайджана, так называемый Кубинский уезд, должен войти в состав свободной демократической России. А аварские земли, то есть Закатальский округ, должен был стать буферным государством между Грузией, Азербайджаном и Россией.
Деникин, как и все командование российской «белой» армии, категорически не соглашался с тем, чтобы азербайджанское мусаватистское государство (АДР) господствовало на территориях лезгин и аварцев. На такой же военно-политической позиции стояло, кстати, и казачество Дона, Кубани и Терека. Так вот, генералитет вооруженных сил Юга России во главе с Деникиным считал, что Кубинский уезд и Закатальский округ должны входить в состав России и готовы были решить проблему вооруженным путем, но им помешали победы армий Льва Троцкого. Это известный факт.
Но произошло тогда еще вот что: когда XI Красная армия оккупировала Азербайджан, Кемаль-паша обратился с письмом к Владимиру Ленину, использую, видимо, влияние на него Парвуса, бывшего агента Османской империи, и Троцкого: с просьбой сохранить Азербайджан в его нынешних «границах». Получается, что в 1918 году младотурецкий генералитет в лице Нури-паши и Халила-паши провел решения «Национального совета», а потом, опираясь на них, Кемаль-паша попросил от большевиков легализации решения данного органа. Кстати, своим согласием включить аварские земли в состав Азербайджана Ленин обидел грузин, которые уверенно претендовали за эти земли.
Сейчас нас обижает следующее: хотя аварцы с грузинами разной веры и часто воевали друг с другом, в Грузии аварский язык всегда преподавался и преподается сейчас. Да, чувство некоторой ущемленности у некоторых лиц аварской национальности было, но язык аварский никогда не был в Грузии под запретом. А в Азербайджане, после того, как там укрепился Багиров, аварский язык был подвергнут запрету. Азербайджан — единственная республика в СССР, где аварский язык был официально запрещен в школах и в общественной жизни.
А как обстоят дела с положением азербайджанского языка в Дагестане?
Тимур Айтберов: Тут необходим небольшой экскурс в прошлое. Дело в том, что после 1906 года Генштаб Российской империи запланировал превратить Дагестан в мощную плотину против пантюркизма, а в рамках данной политики серьезно усилить роль лезгинского языка в Южном Дагестане – ввести его повсеместно в общественную жизнь и обязать изучать лезгинский во всех, без исключения, школах, в том числе в тюркских и татских селах. В ответ, после Октябрьской революции, турецкая разведка, действуя через своих людей, в том числе и через еврейскую среду (Эрлихи и Маркусы, которые имели выход на Кирова), создала в советском Дагестане тюркофильский правящий класс. В его составе были прямые агенты турецкой военной разведки (к примеру, преподаватель русского языка в Эрзерумской армейской разведшколе), замеченные еще царской контрразведкой, и было много выходцев с территории современного Азербайджана, которых рассадили в карательной системе. Они-то и протолкнули решение об объявлении азери-тюркского языка родным языком всех дагестанцев и, соответственно, о всеобщем обучении на данном языке. Даже русских заставляли изучать азери-тюркский язык. Моя мать, например, училась на нем около года. Но тут уже Москва встала на дыбы.
Рассказывать о проделках «тюркологов» на территории Дагестана можно долго. Но главное, это то, что в Дагестане азербайджанский язык всегда преподавался – для тюрков, татов и для тех горцев, которые расселялись в их селах. После развала СССР в Дагестане были предоставлены еще больше возможностей для развития азербайджанской культуры и сохранения азери-тюркской индентичности.
Мы же знаем, что азербайджанцы — фактически несколько разных этносов. Названы должны быть, в первую очередь, кызылбаши, живущие в Дербенте и вокруг, а также тюркоязычное население, представляющее собой смесь табасаранцев и азербайджанцев. До революции аристократия в таких селах говорила по-табасарански, а рабочий класс по-азербайджански. Там в советские годы была везде азербайджанская школа. Ни одного азербайджанца на территории Дагестана в другую национальность не записали. Кстати, только в Махачкале есть иранские азербайджанцы (хашаринцы), которые под угрозой высылки в Иран, имея жен и матерей из числа кумыков (местного тюркоязычного населения), записались кумыками. Остальные записывались как азербайджанцы, хотя часть из них – курды.
Что думаете насчет реституции? Ведь аварцы и другие дагестанские народы были крупными собственниками земли в царский период…
Тимур Айтберов: Аварцы имели свое национальное государство, хотя оно потом и было подавлено Российской империей. Аварцы вошли в состав Азербайджана с тысячами гектаров самой плодородной земли, со своими реками, горными пастбищами, с берегом Алазании, где рыба хорошая. Жившие там в мелких деревушках азербайджанцы и грузины были исторически крепостным сословием, а землевладельцами были этнические дагестанцы — аварцы, даргинцы, цахуры и тд. А наши азербайджанцы, кроме дербентских кызылбашей, не в обиду будет сказано, являлись безземельным классом.
В начале XX века существовали списки податей, которые изучались российской администрацией. Там указано, что в селах беками были табасаранцы и даргинцы…, а закавказские татары несли 20-30 повинностей. Даже очень унизительные – личного характера – были на них повинности.
Сейчас, когда запахло реституцией, в Азербайджане появились авантюристы, охотники получить недвижимую собственность в Дагестане. Один из них подписывается Асафхан Кубалы. Объявляет себя потомком дербентских ханов, делая это для того, чтобы требовать городские земли. Я с ним поговорил. Он ничего не знает. Кстати, дербентские ханы были этническими дагестанцами — даргинцами из сел. Урцмуци, где стоят надгробия их предков, живших 600 – 500 лет тому назад. Названных ханов потомки живут в Унцукульском районе РД, то есть среди аварцев.
За последние десять лет власти Азербайджана, действуя явочным порядком, в два раза сократили количество детей, которые имеют возможность изучать аварский язык в Закатальском и Белоканском районах. Так поступает азери-тюркская политическая верхушка, хотя в Белоканском районе до революции 1917 года практически не было азербайджанцев. В Закатальском районе они были, но безземельные.
Сегодня в Белоканском районе сидят во власти форменные фашисты. Перед войной 2020 года в аварском селе, которая упоминается в 1700 году, они нагло закрыли преподавание аварского языка. У нас там было 2 часа в неделю. Сколько мы возмущались, писали! Все бесполезно!
Такая политика ведется в обоих районах. Например, в селе Катех, которое известно с XII века, живет 6 тыс. аварцев, но даже 1 час в неделю не дают детям изучать родной язык. В Закаталах стоит исторические аварское село Тала, где живут 7 тыс. человек. Нынешние азербайджанские и грузинские села построены на тальских землях. Там тоже не дают изучать язык. Даже учебники из Дагестана не позволяют доставить в Белокано-Закаталы, поскольку в них столицей указана Москва, а президентом — Владимир Путин. То пытаются навязывать аварцам Закатал латиницу, то обучение на местном диалекте. В нас в Дагестане есть общеаварский язык и многочисленные диалекты, используемые в некоторых горных районах. То есть азербайджанские «мудрецы» хотят нам устроить сербско-хорватский вариант, чтобы мы возненавидели друг друга.
Кто конкретно принимает такие антинародные решения в Баку?
Тимур Айтберов: Министерство просвещения Азербайджана ненавидит нас. Кстати, последняя аварская школа была закрыта в Белоканском районе в период, когда министром был Джейхун Байрамов — нынешний глава МИДа. Как он мог согласиться на такие подлые дела? Куда он смотрел? Это нас возмущает!
В Дагестане сейчас многие говорят о необходимости не забывать, что руководство ДАССР в 1920 – начале 1930-х годов имело в своем составе немало агентов турецкой военной разведки и идейных пантюркистов, от которых нас избавил Иосиф Сталин, и, как результат, нужно принимать парламентское решение об уравнении статуса: в области языковой и в сфере национальных отношений. Нужно, чтобы положения лезгин и аварцев в Азербайджане соответствовали положению азербайджанцев в Дагестане. Если наших школ нет, то зачем их школы должны быть? Если аварский и лезгинский язык не изучают в Азербайджане, в зонах традиционного расселения аварцев и лезгин, то почему дагестанское чиновничество отмалчивается? Неужели икра такая сладкая?
Вот в Израиле, к примеру, прав у палестинских арабов в 10 раз больше, чем у этнических дагестанцев в Азербайджане. Более того, в Израиле собираются евреи на демонстрацию в поддержку прав палестинского народа. Но нас удивляет, что ни один азербайджанец (ни московский, ни питерский, ни дербентский) даже рот не открывает о правах аварцев, народа, который имеет письменную культуру, поэтов, военачальников. Пытаются нас усыпить разговорами о мусульманской идентичности. Нас не усыпишь! Мы — народ Шамиля! Мы далеко смотрим и прекрасно все понимаем…
Тимур Айтберов — ученый-кавказовед, знаток восточных и дагестанских языков, автор сочинений «Закавказские аварцы», южнокавказская территория «Елису…» и т.д.