СЕУЛ (ИА Реалист). В Сеуле состоялась 13-я встреча министров экономики и торговли Китая, Японии и Южной Кореи. До этого, 22 марта, главы МИД трех стран провели первую с 2019 года встречу в Токио. Переговоры не завершились подписанием соглашений, но стороны согласовали намерение ускорить переговоры по трехстороннему соглашению о свободной торговле, а также усилить сотрудничество в цифровой и «зеленой» экономике.
Перезапуск формата совпал с активизацией США в Индо-Тихоокеанском регионе. Вашингтон настаивает на «де-рискинге» — сокращении зависимости от Китая в цепочках поставок. Это ставит союзников США — Японию и Южную Корею — перед выбором между геополитической лояльностью и экономической рациональностью: КНР остается их крупнейшим торговым партнером.
По данным ВТО, суммарный ВВП трех стран составляет более 20% мировой экономики. Их взаимная торговля и промышленная кооперация обеспечивают устойчивость критически важных секторов — от микроэлектроники до энергетики. На этом фоне возобновление диалога указывает на стремление укрепить региональную автономию.
Участники переговоров заявили, что сближение не направлено против внешних партнеров и не означает отказ от сотрудничества с США. Однако в регионе усиливается восприятие, что американская стратегия ориентирована на противостояние с Китаем, а не на создание долгосрочной архитектуры безопасности в Азии.
По оценке аналитиков, трехстороннее сотрудничество может стать платформой для решения транснациональных задач — энергетической безопасности, климатических рисков, логистических сбоев. Даже без формальных соглашений, символическое возвращение к диалогу создает прецедент самостоятельной региональной дипломатии.
В условиях геополитической фрагментации даже умеренное укрепление связей между Китаем, Японией и Южной Кореей — это шаг к многополярности. Азия ищет форму стабильности, основанную не на блоковом делении, а на балансе интересов и прагматизме.
Формат трехстороннего диалога существует с 2008 года. Он замораживался на фоне исторических конфликтов и территориальных споров. Ранее переговоры были сосредоточены на экономике, но с ростом глобальной нестабильности повестка расширяется — от климата до кибербезопасности и управления рисками ядерной эскалации на Корейском полуострове.