МОСКВА (ИА Реалист). Адвокат и философ Рубен Киракосян выступил в «Библио-Глобусе» с открытой лекцией о средневековом армянском трактате по борьбе с эпидемиями.
Ранее данную тему автор подробно раскрыл в статье для ИА Реалист. В связи с общественным интересом к материалу 14 декабря 2021 года Киракосян провел открытую лекцию в ведущем книжном магазине столицы.
В своем выступлении эксперт призвал оглянуться, перелистать страницы истории и изучить опыт предков, особенно, если решение текущей проблемы становится задачей неразрешимой и только усугубляется, несмотря на накопленный человечеством массив знаний и опыта.
По словам Киракосяна, «в век искусственного интеллекта и цифровых квазисубъектов человечество надолго оказалось бессильным против вирусов: «В сложившихся реалиях каждая страна ищет свой путь спасения, перенимая достижения и медицинские технологии вследствие беспрецедентной динамики глобализации эпидемии и мутации вируса. Но является ли такая ситуация неожиданной, например, для Армении? Оказывается, нет».
Киракосян показал, что Армения в далеком прошлом уже сталкивалась с подобной бедой и показала примеры не только регуляции процесса эпидемии, но и гуманности подходов к заболевшим и страдающим.
Так, например, церковный (Аштишатский) собор 354 года первым же своим пунктом принял решение о попечительстве в отношении неизлечимо больных, было решено строить специальные больницы и дома инвалидов, приюты для нищих сирот, вдов и престарелых, гостиницы во всех деревнях для проезжих гостей. Это в то время, когда в Европе запрещали лекарское дело и сторонились неизлечимо больных, напомнил философ.
Лектор, проведя ретроспективу эпидемических страниц в истории разных народов, начиная с раннего христианства, раскрыл аудитории уникальный юридический трактат XI века, подтверждающий, что Армения, будучи в эпидемической реальности вследствие оспы, в отличие от иных стран, применяющих костры и пытки, сжигающих «ведьм» и знахарей, искала сбалансированные юридические регуляторные механизмы по профилактике заболеваний. Кстати, помимо оспы, Армению охватила в этот период еще одна напасть – нашествие полчищ кочевых племен турок-сельджуков, принесших с собой нехарактерный быт и нравы, что ввергло страну в голод и неисчислимые моральные страдания, в том числе и бытовые.
Именно в такой обстановке был написан судебник юриста Давида Гандзакеци — свод канонов о борьбе с антисанитарией и источниками заражений. Причем написан по просьбе священнослужителей, что выглядит нехарактерным, так как правила устанавливались в основном церковью без привлечения мирян, пояснил Киракосян.
Оставаясь в тени известнейших армянских мыслителей эпохи (Мхитара Гоша, Григора Нарекаци и иных), Давид составил первый армянский нецерковный судебник, начинающийся с темы санитарии, что выглядит контрастом на фоне применявшихся в Европе варварских порядков — запрета церковью лекарского дела и постепенно нарождающегося института инквизиции.
Киракосян признался, что многие годы не понимал, почему судебник начинается с вопросов санитарии. Обычно такие трактаты начинаются с вопросов веры, семьи, имущества, из-за чего глупостью называли его судебник некоторые наши современные юристы. Но, проведя свой анализ в контексте пандемической реальности, философ пришел к выводу, что санитария была главнейшей темой того времени, хоть сам автор судебника прямо об этом не пишет.
Давид Гандзакеци призывал современников избегать употребления оскверненной грызунами пиши, не хранить продукты в грязной посуде и кувшинах, избегать общения с непрошенными кочевыми народами. И это были не праздные призывы: вокруг властвовал массовый голод и бесчеловечные набеги варварских племен.
Лекция Киракосяна сопровождалась презентацией страниц истории эпидемий разных стран и народов, в том числе и России. В заключение слушатели познакомились с армянскими духовными песнопениями IV-V веков, принадлежащих авторству католикоса Саака Партева и просветителя Месропа Маштоца.
Мероприятие стало знаковым для столичных интеллектуалов и профессионального сообщества. На лекции присутствовали адвокаты, журналисты, представители армянской общины города Москвы, посетители и даже сотрудники «Библио-Глобуса», которое проявили гостеприимство к участникам встречи с Киракосяном.