КОНСТАНТИНОПОЛЬ (ИА Реалист). Положение Османской империи в начале XX века было критическим. Предшествующее столетие Турция вела внешние войны и боролась с внутренними сепаратизмом, исходившим от христианских народов Балкан. Репрессии против греков и славян приводили к протестам и вмешательству со стороны европейских держав и России – основного геополитического врага Турции. Попытки султана договориться с миллетами (национально-религиозными автономиями) через дарование им дополнительных льгот порождало недовольство уже со стороны турок, кроме того, такая политика усиливала положение проевропейской интеллигенции балканских народов, формировавшей националистический дискурс.
Национализм и идея национального суверенитета становится главным оружием капиталистического модерна в его борьбе с империями. Разделением империи было выгодно всем, кроме Турции. Новообразованные государства сразу же попадали под опеку европейских держав. Начиная с двадцатых годов XIX века и все последующее столетие Европа и Россия готовились к разделу империи, откусывая от неё всё новые кусочки.
Каково было положение армян в составе Османской империи? Трагедия Армении заключалась в том, что ее территория всегда была ареной борьбы различных империй. Римская империя и Иран в течении столетий пытались установить контроль над Арменией. В 387 году Армению поделили на две неравные части Западную и Восточною. Западная, составляющая приблизительно 1/5 территории, отошла Риму, а остальное досталось Ирану. Но армяне сохраняли своё национальное единство, благодаря принятому в 301 году христианству и изобретению в 405 году св. Месропом Маштоцем армянскому алфавиту, что привело к расцвету армянкой культуры в V-VII веках. Сасанидский Иран пытался ассимилировать армян посредством упразднения их языка, письменности и веры. Попытка насильственного насаждения маздеизма, персидской религии, привела к событиям 451 года, когда в Аварайрской битве под предводительством легендарного героя Вардана Мамиконяна армяне отстояли свою веру и идентичность. Именно христианская армянская культура стала основой армянского народа, претерпевшего за многие столетия своего существования неисчислимые бедствия, среди которых было и арабское завоевание, и нашествие турок-сельджуков, и монгольское нашествие, крайне кровопролитное противостояние на её территории османской Турции и шиитского Ирана.
В результате в XVIII веке у Армении появляется новый союзник – Российская империя. В ходе войн с Ираном и Турцией Россия постепенно присоединяет территории Восточной Армении. При этом по Адрианопольскому договору 1829 года армяне из Турции и Ирана имели право переселиться в пределы Восточной Армении, чем многие и воспользовались. Естественно, что и армяне, оставшиеся в Турции, были симпатизантами России, а Турция в результате в них видела тайных союзников враждебной империи и потенциальных врагов. Добавим к этому многочисленные разногласия между турецким и армянским населением. Высшие классы армян, занимавшиеся торговлей, жили в среднем богаче турок, да и армянские крестьяне отличались более высоким уровнем культуры, в том числе и материальной, по отношению к турецкому большинству. Низовые конфликты в случае сложения на локальных территориях критической ситуации частно приводили к армянским погромам и резне, которая или провоцировалась властью или игнорировалась ею.
Так, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 года на Кавказском фронте турками была уничтожен не одна армянская деревня. Русский философ и мыслитель Владимир Соловьев в одной из последних своих работ, а именно в сочинении «Три разговора» приводит следующий случай из армейской жизни русского генерала, воевавшего в ту войну: «Вот раз – 28 октября это было – спускаемся мы в долину, и на карте значится, что большое армянское село. Ну конечно, села никакого, а было действительно порядочное, и еще недавно: дым виден за много верст. А я свой отряд стянул, потому что, по слухам, можно было наткнуться на сильную кавалерийскую часть. Я ехал с драгунами, казаки впереди. Только вблизи села дорога поворот делает. Смотрю, казаки подъехали и остановились как вкопанные – не двигаются. Я поскакал вперед; прежде чем увидел, по смраду жареного мяса догадался: башибузуки свою кухню оставили. Огромный обоз с беглыми армянами не успел спастись, тут они его захватили и хозяйничали. Под телегами огонь развели, а армян, того головой, того ногами, того спиной или животом привязавши к телеге, на огонь свесили и потихоньку поджаривали. Женщины с отрезанными грудями, животы вспороты. Уже всех подробностей рассказывать не стану. Только одно вот и теперь у меня в глазах стоит. Женщина навзничь на земле за шею и плечи к тележной оси привязана, чтобы не могла головы повернуть, – лежит не обожженная и не ободранная, а только с искривленным лицом – явно от ужаса померла, – а перед нею высокий шест в землю вбит, и на нем младенец голый привязан – ее сын, наверное, – весь почерневший и с выкатившимися глазами, а подле и решетка с потухшими углями валяется. Тут на меня сначала какая-то тоска смертельная нашла, на мир Божий смотреть противно, и действую как будто машинально».
Далее генерал рассказывает, что сумел перехватить отряд башибузуков и уничтожить их до того, как они достигли следующего села. Кто такие эти башибузуки? Это иррегулярные конные войска, нанимаемые из разного рода сброда из Албании и Малой Азии. Они имели очень низкую боевую эффективность, были практически неуправляемы и использовались турками для борьбы с мирным населением. Так именно они виновны в резне болгар в г. Батаке, в результате которой погибло около 5000 человек, включая женщин и детей, умерщвленных самым жутким образом. В 2011 году мученики Батака были канонизированы Болгарской Православной Церковью.
«Три разговора» Соловьёва были опубликованы в 1899 году, вскоре после событий 1895-96 годов, вошедших в историю как «армянская резня».
Война, положившая конец миру. Так называют Первую мировую войну. Известно, что в самом её начале европейские державы переживали эйфорию, очень многие ждали от этой войны некоего обновления. И нельзя сказать, что их надежды были совсем обмануты. Мир действительно преобразился, но не совсем так, как мечталось многим и многим. Общеизвестно, что эта война разрушила четыре империи: Российскую, Австро-Венгерскую, Германскую и Османскую. Впрочем, явный распад последней начался десятилетиями раньше, когда в результате Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. она потеряла большую часть своих европейских владений, а оставшуюся в результате Балканских войн 1912-13 гг. Большая часть мусульманского населения Болгарии и Сербии эмигрировала, часть была уничтожена. Это было последствием не менее жестокой политики, которую проводили турки по отношению к православным на территории Балкан до этого.
При этом европейские державы, называвшие Турцию «больным человеком», начиная с 1853 года, активно использовали подымавшееся национальное чувство христианских меньшинств, требуя от империи соблюдения их прав. Империя попала в ловушку национализмов. Привилегии, которые власть давала христианам под влиянием европейских политиков, пробуждали национальные чувства у турок, любые притеснения христиан вели к росту сепаратизма среди них. При этом национализм греков, болгар, сербов, армян рождается раньше, чем турецкий.
Следует добавить, что и исламский мир не был однородным. Образ «турка» в истории ислама был неоднозначным, и скорее отрицательным. В «Шахнаме» гениального Фирдоуси история предстает борьбой между потомками Ирана и Турана. Последний – отрицательный герой и прародитель тюрок. Для арабов турки всегда были варварами, несмотря на их исторический успех. Турецкая империя была полиэтническим и многокультурным образованием, объединявшем все народы и национальные культуры на основе ислама. Евреи и христиане составляли миллеты, культурно-национальные автономии, которые были вписаны в рамки шариата. Так греки-христиане главой своего миллета имели константинопольского патриарха, который нес за них ответственность. Например, патриарх и священномученик Григорий V был повешен в 1821 году на воротах патриархии из-за греческого восстания. Христиане, равно как и евреи, должны были платить особый налог и не имели права служить в армии и занимать высокие административные посты. Любые восстания против власти султана жестоко подавлялись, но в остальном, в рамках установленных правил, империя сохраняла культурное разнообразие. Но это же многообразие стало причиной кризиса империи в тот период, когда она вошла в эпоху модерна и начала разрушаться.
На смену империи приходят национальные государства, империя была иерархична и многообразна, национальное государство – гомогенно и требует единства. Но формирующийся турецкий национализм вовсе не хотел признавать какие-либо права за христианами. Но европейские державы требовали равенства прав, что порождало противодействие со стороны турок, не понимавших, почему христиане, которые до этого не участвовали в политических процессах, не служили в армии, не проливали кровь за отечество – должны быть равны туркам. На это наслаивались многочисленные внутренние противоречия. При этом те же армяне занимались торговыми и финансовыми делами, в том числе и ростовщичеством.
Традиционная империя умирала, и процесс этот сопровождался характерными для модерна процессами: конституализацией, формирование национализма и индустриализацией. Первая турецкая конституция была принята еще в 1876 году, но тогда власть султана была быстро восстановлена, но в начале XX века революционные настроения стали требовать реванша. Новое поколение революционных активистов стало называть себя младотурками. Именно в этой среде около 1902 года сформировалась партия под названием «Комитет за единение и прогресс» (Иттихад). Так формируется идеология турецкого национализма или пантюркизм.
Национализм предполагает единство национального сознания. Еще итальянский националист Мадзини говорил о том, что «Мы» больше любого «Я». Но могло ли турецкое и исламское «Я» вместить в себя инородное сознание христиан-армян? Тем более, что турки испытывали постоянные унижения со стороны европейцев, и эти обиды переносились на армян. Утрата земель в Европе, изгнание с бывших турецких территорий миллионов турок, состояние нараставшего хаоса, страх перед будущим — все это привело к торжеству самых радикальных националистических идей.
Армяне оказались в центре этого цивилизационного циклона. Для складывающей турецкой нации они стали главным внутренним врагом. Накапливающиеся противоречия привели к погромам 1894-96 гг., получившим название «Хамидийской резни», по имени султана Абдул-Гамида II.
История тех событий весьма показательна. Все началось из-за несправедливой налоговой политики и постоянных грабежей со стороны курдов в Сасунском уезде. Армяне оказали сопротивление. Турецкое правительство встало на сторону грабителей, ввело армию и крайне жестоко подавило восстание, убив не менее 3 тысяч армян, включая женщин и детей. Европейские державы выдвинули меморандум с требованием объединить области, в которых проживали армяне и назначить губернатора этих областей по согласованию с ними, а также амнистировать всех армянских политических заключенных. Одновременно армяне стали проводить демонстрации в Стамбуле и других городах Турции. Султан ответил на это новой резней, явно подготовленной сверху. Правительственные провокаторы в мечетях объявляли, что армяне предали Турцию и являются врагами ислама. Это привело к массовым стихийным расправам с армянским населением, активное участие в котором приняла исламская молодежь, в частности, студенты медресе. Количество жертв не поддается точному исчислению, но это были сотни тысяч. Причем за одно с армянами вырезали и другие христианские меньшинства.
Следующей трагедией была так называемая «киликийская резня». В 1908 году в Турции происходит переворот. Восстание начинают турецкие офицеры, поддерживающие «Единство и прогресс», очень скоро оно доходит до Константинополя, султан идет на уступки и возвращает конституцию, фактически теряя власть. Конституция подразумевает равенство прав, кроме того, она дает возможность тем же армянам претендовать на избрание в органы административной власти, служить в армии, приобретать огнестрельного оружие и т.д. В 1909 году уже султан предпринимает попытку контрреволюционного переворота, но армия на стороне иттихадистов и мятеж проваливается. Но этот неудачный мятеж провоцирует массовые убийства армян в провинции Адана (историческая Киликия), в которой армяне составляли этническое большинство (их было 41 %, турок – 16, курдов – 12, греков – 9 % и 22 % – остальные народности). При получении вести о контрреволюционном мятеже местная администрация начала вооружать мусульманское население и то начало убивать христиан, преимущественно армян. Позднейшее парламентское расследование показало, что всего было уничтожено 21 тысяча человек, из них 19 с половиной тысяч были армянами.
Восстание султана было подавлено, сам он был лишен власти. Но правящая партия стала проводить все более националистическую политику. Деятельность всех других партий, включая и находящуюся до этого в союзе с иттихадистами армянскую фракцию Дашнакцутюн, была запрещена. На конгрессах Иттихад в 1911 и 1912 годах официально была провозглашена политика тюркизации или отуречивания. В такой политике была своя логика, ведь идеология правительства была националистической, опирающейся на чаяния турецкого большинства. К 1914 году население Османской империи стало более моно религиозным и этнически однородным. Если в 1821 году, накануне греческого восстания, 40% империи было христианским, то к 1914 году христиан осталось не более 20 %, и в большинстве своём это были армяне. Потенциальная трагедия армян заключалась в том, что их невозможно было тюркизировать.
Балканские войны 1912-13 гг. еще более усугубили имперский кризис. Были потеряны Албания и Македония, последовало новое изгнание турецкого населения с европейских территорий. Миллионы бежавших мусульман были расселены в той же Анатолии, рядом с армянами, и очень часто за их счет. Военное поражение и всеобщее недовольство предшествующей политикой султана позволило «Комитету за единение и прогресс» взять власть полностью в свои руки. Последний султан Мехмед V был марионеткой. Фактически это была военно-националистическая диктатура, нацеленная на самое радикальное решение внутренних проблем и консолидацию общества на основе идеологии пантюркизма. Партией руководили три паши: Талаат, Энвер и Джемаль – убежденные и фанатичные националисты, уверенные, что Турции грозит уничтожение. Именно под их руководством умирающая империя вступила в Мировую Войну на стороне Германии.
Убыль армянского населения может быть оценена более чем в полмиллиона человек. Так, Армянская патриархия в 1892 году считала, что её паства в Османской империи составляет порядка 2 660 000 человек, к 1912 году это число сократилось до 2 100 000 человек. При этом официальная турецкая статистика всегда занижала количество армян. Но тем не менее убыль населения на лицо, хотя весьма значительная часть армян эмигрировала на территорию сопредельных государств, преимущественно в Россию. Но к началу Первой мировой в пределах Османской империи проживало более 2 млн армян, при этом в шести турецких провинциях они составляли порядка 39 % населения. В их среде действительно были сильны антитурецкие и прорусские настроения, а их тюркизация представлялась невозможной. В свою очередь и уровень самого радикального национализма среди турецкого населения неуклонно возрастал. Первая Мировая стала не только общемировой катастрофой, но и судным днем для армян Турции.
Даниил Семикопов — кандидат философских наук, историк русской религиозной и политической мысли, доцент кафедры философии и теологии Мининского университета, специально для ИА Реалист