ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Торговая палата Тегерана предлагает создать холдинг для экспорта продуктов в Россию, купить долю в портах Махачкалы или Волгограда и создать консорциум с Россией и Индией по добыче газа на Каспии.
В середине ноября делегация Торгово-промышленной палаты России встретилась в Иране с представителями местных деловых кругов. Кроме налаживания деловых мостов в задачу этой миссии входило прощупывание удобной системы взаиморасчетов. Между Москвой и Тегераном процветает бартер, который позволяет гарантированно избегать доллара, сокращать издержки. Но есть и другие механизмы, например, связанные с цифровыми финансовыми активами. Значительную долю в структуре товарообмена двух стран занимает продовольствие, поэтому одним из перспективных вариантов развития отношений является создание рефрижераторного флота и грузового транспорта на оси Север-Юг.
Между промышленниками двух стран в ноябре был создан постоянный совет делового сотрудничества (магистральные направления: автопром, нефтегаз и энергетика, сельхозмашиностроение, авиация).
В конце ноября глава Иранской ассоциации производителей автозапчастей Мохаммад Реза Наджафи Манеш сообщил о подписании Россией и Ираном меморандума о поставках в нашу страну машин на $300 млн. Иранские машины появятся в продаже уже в новом году.
Огромным торговым потенциалом для обеих стран является проект развития иранского порта Чабахар, который позволяет осуществлять прямой транзит грузов в Мумбаи. Помимо значительной экономии километража преимущество данной логистической цепочки состоит в том, что в ней участвуют всего 3 страны: Россия-Иран-Индия.
С июля Москва отправляет тестовые грузы этим маршрутом, а в ближайшей перспективе по нему хлынет транзитная река. Путь из Ленинграда до Мумбаи занимает всего 25 дней, что в разы меньше, и проще, чем лабиринтами Суэцкого канала или караванами через приключенческий Афганистан и Пакистан. И в том, и в другом случае, надо понимать, торговые дозы будут гомеопатическими.
Чабахарский порт подразумевает целый торговый трафик, с оформлением на груз всего одной «бумажки». Скажем, цифровой накладной в Москве, а с ней – безо всяких переоформлений и поборов до самой Индии. Афанасий Никитин мог о таком только мечтать.