МОСКВА (ИА Реалист). Коррупция является одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается современное общество — она подрывает доверие граждан к государству, оказывает негативное влияние на экономическое развитие и социальную справедливость. В законодательстве Российской Федерации под коррупционном преступлением понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицам.
Говоря о коррупции, нельзя не упомянуть о подарке, поскольку дарение может привести к уголовной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), переданная одаряемому на безвозмездной основе. По общему правилу сделка дарения должна быть заключена в письменной форме, если дарителем является юридическое лицо, и, если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб. (пункт 2 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из смысла содержания данной статьи стоит сформулировать основные признаки подарка: первым будет являться его безвозмездность, то есть даритель, передавая подарок, ничего не просит и не требует взамен, вторым – стоимость подарка не должна превышать 30 тыс. рублей.
Сложность заключается в определении границы между двумя понятиями. На первый взгляд может показаться, что разница очевидна – коррупция – это незаконное использование служебного положения для получения выгоды, а подарок – это проявление внимания и благодарности. Однако на практике эта грань часто стирается, и трудно определить реальные мотивы за тем или иным действием. Например, если подарок не оказывает влияния на должностное лицо и его решения, то он не может рассматриваться как коррупционное преступление, но в другом случае, если такой презент приводит к изменению решения или деятельности должностного лица в пользу того, кто предоставил подарок, то это уже может быть признано коррупцией.
Необходимо рассмотреть наиболее распространенные коррупционные деяния: получение и дача взятки. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за получение взятки – статьей 290, за дачу – статьей 291 соответственно. Получение взятки – это деяние, при котором должностное лицо или иное лицо, используя свое служебное положение или внешнюю силу, получает от другого лица деньги, ценные бумаги, имущество или иные блага в качестве вознаграждения за совершение или пропуск определенных действий.
Дача взятки – это обратная сторона получения взятки, подразумевающая под собой деяние, при котором гражданин или юридическое лицо предлагает должностному лицу или иному лицу деньги, ценные бумаги, имущество или иные блага с целью получить выгоду при выполнении определенных действий. Получение и дача взятки являются серьезными преступлениями и подлежат наказанию. Взятки разделяют на следующие виды:
- Явная взятка. Отличительной чертой является то, что определенная ценность передается взяткополучателю (должностному лицу) незамедлительно, в открытой форме за определенные услуги, которые обговариваются заранее.
- Завуалированная взятка. Отличительной чертой данного вида является передача взятки не напрямую, а к примеру, в виде банковской ссуды под видом погашения несуществующего долга, заключения фальсифицированных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или его родственникам, получения льготного кредита.
По предмету взятки выделяют следующие виды:
1. Деньги. Под данным видом понимаются денежные средства в любой валюте, перечисляемые наличным и безналичным путем.
2. Ценные бумаги. Под данным видом понимаются чеки, векселя, акции, облигации и т. д.
3. Имущество, неограниченное в обращении.
4. Имущество, ограниченное в обращении (оружие, наркотики).
5. Выгоды имущественного характера (передача имущества по заниженной стоимости, уменьшение стоимости арендной платы, а также прочие оказываемые на безвозмездной основе, но при этом подлежащие оплате услуги).
6. Безвозмездные услуги. Под данным видом понимаются услуги, носящие характер имущественный выгоды, но за которые должностное лицо не платит (бесплатно отужинать в ресторане).
Проанализировав виды взяток, можно прийти к следующим выводам: во-первых, взятка – это не только деньги, ценные бумаги, но и иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав; во-вторых, взятка получается и дается за законные действия по службе, за то, что должностное лицо и так вправе или обязано было сделать, а также за то, чему оно может способствовать в силу должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе; в-третьих, у взятки фактически нет минимального размера и максимального предела.
Выделяют следующие критерии отличия взятки и подарка. Первым является безвозмездность – даря подарок, даритель не стремится получить что-либо взамен, в том числе любые ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дарителя.
Вторым критерием считается наличие скрытой цели в действиях, то есть, когда человек предлагает или получает взятку, для того чтобы воспользоваться какими-то привилегиями или обойти закон, это является коррупцией, однако, если подарок не связан с ожиданием определенной услуги или выгоды и не нарушает никаких законов, то он считается просто проявлением благодарности или хороших отношений.
Третьим отличительным критерием являются мотивы дарения. В этом случае главный признак – не стоимость вещи или материальной выгоды, а причина, по которой она дается и принимается. Если в обмен на подарок даритель обязан совершить определенные действия, связанные со служебным положением, то такой подарок будет расцениваться как взятку. Следует отметить, что статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешается дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России, работникам образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей.
Под обычным подарком понимается такой подарок, который не является предметом роскоши, коллекционных изделий или иных дорогостоящих подношений. Обычность предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок, например, день рождения. Если же госслужащему вручили подарок свыше 3 тыс. рублей, он обязан передать его организации, в которой служит. Кроме того, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различные рода услуги. Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, и стоимость которых превышает 3 тыс. рублей, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган.
Тем не менее, граница между коррупцией и подарком часто размыта. Не исключена вероятность совершения под видом дарения подарков коррупционных действий. Например, богатый предприниматель может давать щедрые подарки государственным служащим, чтобы получить их симпатии и защиту при продвижении своего бизнеса. В таких случаях подарок уже становится формой коррупции. Для того чтобы различать коррупцию и простой подарок, законодательство в разных странах устанавливает определенные правила и нормы поведения. Например, в некоторых странах есть ограничения на размер допустимых подарков для государственных служащих или требования о декларации всех полученных подарков. Это помогает предотвратить злоупотребления и устанавливает ясные правила игры для всех. Однако даже при наличии законодательства не всегда легко разобраться, где заканчивается простой подарок и начинается коррупция. В таких ситуациях может потребоваться анализ конкретных обстоятельств и намерений сторон.
Более того, социальные и культурные традиции могут влиять на восприятие дачи и получения подарков. Например, в некоторых странах подарки рассматриваются как неотъемлемая часть деловых отношений, в то время как в других они могут рассматриваться как формы коррупции. Таким образом, можно сделать вывод, что различать коррупцию и простые подарки не всегда просто. Для этого существуют определенные критерии и признаки, которые помогают разделять эти понятия. Основным различием между подарком и коррупционным преступлением является не цена передаваемого имущества, а мотивы и цели, которые преследует лицо при совершении тех или иных действий.
В целях избегания попадания в ситуации, которые могут быть расценены как коррупционные преступления, необходимо более ответственно относиться к дарению или получению подарков. Именно поэтому государству важно иметь четкое законодательство и компетентные органы правопорядка, которые в свою очередь будут заниматься регулированием данного вопроса и которые будут способны в той или иной ситуации отличать коррупцию от подарка.
Журнал «Lex criminalis scientiarum»
Ариадна Самодурова — научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела федерального казенного учреждения «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России»
Илья Иванов — курсант 4 курса 5 факультета (прокурорско-следственного) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации»