МОСКВА (ИА Реалист). Армянский народ обманом принуждают заключить так называемый мирный договор с Азербайджаном, чтобы бакинско-турецкие оккупанты легализовали свои территориальные захваты. Агрессоры торопятся, поскольку международная ситуация меняется не в пользу Турции. Им нужна бумажка, чтобы прикрыть свою наготу.
Только вот несправедливо получается. В 1994 году, по итогам Арцахской освободительной войны, Баку и Москва заставили армян ограничиться перемирием, которое можно в любой момент нарушить, а теперь им вдруг понадобился мирный договор с Арменией. Откуда такая избирательность? Но самое печальное состоит даже не в этих двойных стандартах, а в том, что правительство в Ереване угрожает армянскому народу новой войной, выдвигая ему фактически ультиматум: либо вы соглашаетесь на турецкую оккупацию, либо на вас снова нападут. То есть эти персонажи открыто действуют на стороне врагов армянского народа.
Куда так торопитесь? Известно ли вам, что с 1945 по 2005 год мирным соглашением завершились только 39 из 288 конфликтов, то есть 13,5%. Эти данные приводит в своем исследовании шведский Университет Упсалы. Получается, что более 86% боевых действий закончились без мирного соглашения. И ничего — живут народы в мире и без всяких договоров. Есть много стран на планете Земля, которые не заключили мирные соглашения по итогам войн. Например, у России и Японии нет такого соглашения. Живут в мире даже при наличии территориальных проблем.
Знаете, на что это похоже? Живешь ты у себя в квартире долгими поколениями. И вдруг, в самый неожиданный момент, грабители врываются к тебе домой, занимают зал, коридор и кухню. А тебе оставляют самую дальнюю комнату и угрожают: либо ты съедешь, либо тебя ночью зарежут. При этом грабители договорились с начальником ЖЭКа и сделали себе поддельное свидетельство о собственности, которое тебе навязывают. Да, именно так! Все бакинско-турецкие притязания на Арцах и Армению — это фальшивое «свидетельство о собственности» под названиями Московский договор и Карсский договор, которые лишили армянский народ своих исконных земель на западе и востоке.
И здесь мы выходим на главный вопрос: о каких границах Армении может сегодня идти речь? Грубо говоря, где на самом деле заканчивается граница Армении и начинается Азербайджан.
Цивилизованные народы ищут ответы в исторических свидетельствах. Итак, если мы считаем себя цивилизованными, то давайте обратимся сперва к античным авторам I-II веков, которые утверждают, что границы Армении на западе проходили по реке Евфрат, а на востоке — по реке Кура. А как по-другому? Граница между армянским и албанским царствами проходила по Куре — вплоть до ее слияния с Араксом. Причем такие исторические области, как Утик, Сакасена и Арцах входили в Армению.
В частности, описание армянских границ принадлежит перу древнегреческого географа и математика Клавдия Птолемея (ок. 100 — 170 н.э.), который уточнял, что Армения граничит на севере с Колхидой, Иберией и Албанией (арм. Агванк) по линии, проходящей вдоль реки Кура, с запада — с Каппадокией вдоль Евфрата и по линии Каппадокийского Понта до Колхиды через Мосхийские горы, а с востока — с частью Каспийского моря от устья реки Кура.
![](https://realtribune.ru/img/uploads/2022/04/Ptolemeevskaya_karta_1552_goda_pod_avtorstvom_Sebastyana_Mjunstera-1024x794.jpg)
До Клавдия Птолемея об этом говорил древнеримский писатель Плиний Старший:
«Итак, Великая Армения имеет границу до Адиабены, будучи отделенной от нее широким горным хребтом, а на левой стороне тянется до реки Кура».
Аналогичное описание Армении мы находим и у греческого историка Страбона, который именует провинцию Арцах Орхистеной, а реку Кура Киром:
«В самой Армении много гор и плоскогорий, где с трудом растет даже виноградная лоза. Много там и долин, причем одни из них не отличаются особенным плодородием, другие же, напротив, чрезвычайно плодородны, например равнина Аракса, по которой река Аракс течет до границ Албании, впадая в Каспийское море.
За этой равниной идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и с рекой Киром; еще далее идет Гогарена… Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников».
Обозначенные греками и римлянами границы Армении являются научным эталоном, на который равнялись ученые-армяноведы в Российской империи. Вот как их описывает Иван Шопен в своей книге «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи», которая под эгидой Императорской академии наук вышла в свет в 1852 году:
«Страна, известная под именем Армении, составляла некогда довольно значительное государство, которое простиралось в длину от берегов Евфрата до Куры и Каспийского моря на 1500 верст; а в ширину от земель Лазов, Колхиды, Кавказских гор и Иверии, до южных пределов Диарбекира, на 1200 верст.
Обширная страна эта, заключающая в себе около миллиона восьмисот тысяч квадратных верст, издревле обитаема армянами, которые, вынуждаясь превратностями, постигавшими их отечество, часто переселялись из онаго целыми колониями и заменялись новыми переселенцами из разных народов, попеременно господствовавших в Малой Азии.
Великая Армения граничила к западу с Малою Армениею, от которой отделялась Евфратом; к югу она имела Месопотамию, Ассирию и Курдистан, от которых отделялась отраслью Тарских гор; к востоку граничила с нею Персидская провинция Атрапатакан (Азербайджан) и Каспийское море, а к северу царство Албанское (нынешние Шаки и Ширван), Иверия (Грузия) и Колхида (Мингрелия, Имеретия и Гурия), с частью Трапезонского пашалыка».
![](https://realtribune.ru/img/uploads/2022/04/Granicy-Armenii-Shopen-1-691x1024.jpg)
Далее на 18 странице книги Шопен перечисляет части Армении, которые по состоянию на середину XIX века находились под контролем России.
Среди них на шестой позиции значится Карабах, который Шопен также именует древней провинцией Арцах. Примечательно, что на пятой позиции среди армянских территорий значится и Елизаветпольский округ. Его Шопен характеризует как часть древней армянской провинции Утик. Столицей Елизаветпольского округа является армянский город Гандзак. В советские годы его именовали Кировабадом, а теперь на азербайджанский манер называют Гянджой.
Напоминаю, что Шопен был не просто писателем, а имел чин статского советника, что на военной службе приравнивалось к званию генерал-майора или контр-адмирала. Сочинение Шопена – далеко не единственное свидетельство принадлежности армянскому народу Арцаха и других провинций на востоке бывшей Советской Армении.
Заслуживает внимания и работа статского советника Александра Худобашева «Обозрение Армении в географическом, историческом и литературном отношениях», опубликованная в Санкт-Петербурге в 1859 году.
На 23 странице его научного труда Арцах значится в качестве армянской провинции. Аналогичным образом картину армянского мира описывает царский генерал Виктор Абаза в своей «Истории Армении», которая была опубликована в 1888 году.
Абаза напоминает, что провинция Арцах состоит из 12 областей с городами: Гандзак, взятый после падения Аршакидов агавунами, то есть агванами или албанцами, и переименованный ими в Гандзак Агованиц. По словам эксперта, в конце XI века здесь пребывал агуванский патриарх. В 1804 году город взят русскими и переименован в Елизаветполь. Амарас, местечко, в котором хранились мощи святого Григория, внука святого Григория Просветителя, уточняет Абаза.
Почему ареал армянской государственности складывался именно так, а не иначе? Этому есть простое объяснение. На равнинных участках военная доблесть зачастую уступала численному превосходству захватчиков. Если граница основана на физической преграде в виде горы, реки или моря, то она устойчива, поскольку ее можно оборонять от захватчика.
Если же физической преграды нет, то это уже не граница, а линия соприкосновения, которая со временем изменится в зависимости от количественных и материальных факторов силы. Не случайно по Туркманчайскому договору граница между Российской империей и Персией проходила по реке Аракс.
Впрочем, реки имеют не только военно-политический смысл, но и мистический характер. Ученые, полагавшие, что Эдем был в Армении, в подтверждение своей позиции приводили мнение, что здесь протекают две реки, указанные в Библии. Куру они считали библейской рекой Фисон, вытекавшей по преданию из Эдема, а Аракс – Геоном. Таков был завет истории: Кура веками обеспечивала границу между Арменией и Албанией.
Поэтому, руководствуясь, в первую очередь, интересами безопасности, в 87 году до н.э. царь Тигран Великий включил в состав своей державы Албанию, расположенную на левом берегу Куры, что спровоцировало войну с Парфией, которую армяне выиграли через два года.
![](https://realtribune.ru/img/uploads/2022/04/Karta_Drevnej_Armenii_Albanii_Kahetii_i_Iberii_Samjuelya_Batlera.jpg)
Спустя почти четыре века после Тиграна Арташесида, уже в III веке н.э., армянские цари рассматривали правобережье Куры и всю Албанию в качестве вассальных территорий. Однако уже в период войн Персии и Византии во второй половине IV века ситуация стала меняться. В противовес армянам албанский царь объявил себя союзником шаха Шапура II, в результате военных успехов которого армянские области Утик, Шакашен, Гардман и другие были включены в состав Албании.
Однако при армянском царе Папе, который был союзником Византии, эти области вернулись в Армению. Армянские правители лишились правобережья Куры в триста восемьдесят седьмом году, когда Византия и Персия заключили соглашение о разделе Армянского царства.
Наши оппоненты могут возразить: мол, армяне только своей древней историей прикрываются, а по современному периоду у них никаких аргументов нет. Не нравятся вам римские, греческие и русские источники, взгляните тогда на записку грузинского царя Ираклия II от 1769 года, где говорится следующее:
«Хамс [т.е. Арцах – С.Ц.] составляет владение, в котором семь воеводств, народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх». («Грамоты и другие исторические документы XYIII столетия, относящиеся к Грузии», т. I, с 1768 по 1774 гг., под ред. А.А. Цагарели, СПб., 1891, док. 198, с. 434).
Далее в своем описании царь Ираклий II приводит факт, который подтверждает, что еще в XVIII веке коренными жителями Шекинского ханства, расположенного на правом берегу Куры, были армяне, а также представители «греческого закона», имея в виду грузин и, вероятно, албанцев:
«Шекинского хана дед Аджи Чалаб назывался, отец его был армянский священник, но Аджи Чалаб принял веру магометанскую и некоторым искусством завладел Шекою, которая в древних временах состояла под властью Кахетинского царя, но силою отнята магометанским персидским шахом Аббасом I. И в том владении живут многое число подданных армянского закона открыто, а нашего греческого закона со страхом». («Грамоты и другие исторические документы XYIII столетия, относящиеся к Грузии», т. I, с 1768 по 1774 гг., под ред. А.А. Цагарели, СПб., 1891, док. 198, с. 435 – 436).
То есть армяне были в Щекинском ханстве большинством и открыто исповедовали свою веру.
А где потомки этих армян живут сейчас? Им не нашлось места в Азербайджане! Бакинский режим с советских времен делал все, чтобы армяне, будучи коренными жителями правобережья Куры, покинули свои дома — в след за армянами из Баку и Сумгаита. Именно с этим Азербайджаном власти Армении предлагают подписать мирный договор, который на деле обернется новыми этническими чистками.
Поэтому я имею полное право заявлять, что любой сторонник примирения с Азербайджаном и Турцией без учета права армян Арцаха на независимость является пособником бакинско-турецких банд и проводимой ими политики геноцида.
Саркис Цатурян — главный редактор ИА Реалист, автор аналитической программы «Власть»