ЛОНДОН (ИА Реалист). Расходы на оборону в мире в 2024 г. составили $2,46 трлн, что на 7,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Такие данные опубликовал в своем ежегодном отчете «Военный балланс» Международный институт стратегических исследований (IISS).
«В результате в 2024 г. мировые расходы на оборону увеличились в среднем до 1,9% ВВП по сравнению с 1,6% в 2022 году и 1,8% в 2023 году. Рост был обусловлен ухудшением условий безопасности и обострением восприятия угроз, особенно в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA), где наблюдался значительный рост, как и в некоторых ключевых азиатских странах. Единственным регионом, в котором не наблюдалось реального роста, была Африка к югу от Сахары, где расходы на оборону сократились на 3,7%», — говорится в редисловии к отчету.
Согласно исследованию, за последний год расходы на оборону в Европе выросли на 11,7% в реальном выражении и достигли $457 млрд. По данным IISS, Европа обеспечивает менее трети от общих оборонных расходов НАТО. Исследователи считают, что обсуждаемый сейчас целевой уровень в 3% ВВП для обороны «нереалистичен», поскольку некоторые страны уже используют внебюджетные механизмы для финансирования своих армий.
Что касается России, то ее расходы на оборону выросли в прошлом году на 41,9% в реальном выражении и достигли ₽13,1 трлн ($145,9 млрд).
«В пересчете на паритет покупательной способности (ППС) общие военные расходы России в 2024 г. превысили общий показатель по Европе. Российские расходы в 2024 г. составили эквивалент 6,7% ВВП — более чем вдвое больше, чем в годы, предшествовавшие началу конфликта с «Украиной» в 2022 г. Такие расходы и связанное с ними фискальное давление, вероятно, сохранятся в 2025 г., при этом идентифицируемые расходы на оборону, по оценкам, достигнут 7,5% ВВП», — говорится в «Военном балансе».

В отчете также дается оценка потерь России в военном конфликте с так называемой Украиной. По подсчетам IISS с февраля 2022 г. Россия потеряла более 4,1 тыс. основных боевых танков и около четверти своих истребителей Су-34.
«Украина» же понесла пропорционально большие потери в личном составе, чем Россия. В IISS считают, что Киеву необходимо улучшить управление людскими ресурсами, а также рассчитывать на постоянную поддержку Запада в 2025 г., чтобы избежать дальнейших неудач на поле боя.
Исследователи также отмечают, что конфликт с «Украиной» отразился и на отношениях России с другими постсоветскими странами — не только в военном партнерстве, но и в дипломатических отношениях.
К примеру, отмечается в отчете, у России ухудшились отношения с Арменией.
«Несмотря на то, что Россия является союзником Армении по договору, Москва не оказывала прямой политической или военной поддержки. С тех пор Армения заморозила свое участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и предпочла гражданскую наблюдательную миссию ЕС аналогичному предложению от ОДКБ. В августе 2024 года Армения добилась вывода российских пограничников из международного аэропорта Звартноц и с армяно-азербайджанской границы», — говорится в публикации.
В ней также сообщается, что Армения наладила отношения с такими странами, как Индия и Франция, которые теперь являются ее ключевыми партнерами в сфере обороны, а также с США и ЕС.
«Индия стала более значимым поставщиком вооружений для Армении, с контрактами на противовоздушную оборону и ракетную артиллерию, согласованными в 2020 году, и двумя сторонами, подписавшими двустороннее соглашение о сотрудничестве в области обороны в 2024 году. Аналогичным образом, Франция предоставляет Армении военную технику и некоторую подготовку, а Париж направил постоянного военного советника в Ереван для поддержки реформ армии. В июле 2024 года ЕС в рамках Европейского фонда мира (EPF) одобрил нелетальную помощь на сумму €10 млн ($10,9 млн). Со своей стороны, а также в рамках еще одной итерации учений Eagle Partner, США согласились направить советника в министерство обороны Армении для оказания помощи в проведении оборонных реформ», — пишут эксперты IISS.
У США же рост расходов на оборону в минувшем году был ограничен законом о фискальной ответственности 2023 г.
«За пределами США переизбрание Дональда Трампа усиливает давление на европейских членов НАТО с целью увеличения их расходов на оборону. В январе Трамп заявил, что минимальный уровень расходов для членов НАТО должен увеличиться до 5% ВВП. Если европейские члены НАТО сохранят темпы роста 2024 г., то расходы на оборону достигнут в среднем 3% ВВП в течение пяти лет и 5% в течение десяти лет. Однако сохранение повышенных темпов роста в 2024 г., вероятно, нецелесообразно для большинства стран. Дальнейший рост будет зависеть от любых возобновленных обязательств, принятых на саммите НАТО в Гааге в 2025 г.», — отмечают авторы отчета.

Рост оборонных бюджетов в минувшем году отмечался также и в странах Азии. Так, Китай увеличил свое военные расходы на 7,4% в реальном выражении, превзойдя средний показатель в 3,9% для остальной части региона, несмотря на значительный рост в Японии и Индонезии. Однако более сильный рост в других регионах привел к тому, что региональная доля Азии в мировых расходах упала до 21,7% в 2024 году с 25,9% в 2021 году.
Не отставал в военных тратах и Израиль — расходы на оборону составили 6,4% ВВП.
В Латинской Америке и Карибском бассейне расходы на оборону достигли $59,5 млрд, что представляет собой реальный рост на 4,1%.
А вот в странах Африки к югу от Сахары рост по-прежнему сдерживался высокими темпами инфляции и резким обесцениванием валюты, при этом региональные оборонные бюджеты сократились на 3,7% в реальном выражении.
«Сокращение бюджетов ключевых игроков, таких как Нигерия, стало еще более острым, поскольку падение совпало с крупным увеличением бюджетов в Буркина-Фасо, Мали и Нигере — членах Альянса государств Сахеля, — которые стремятся пересмотреть региональную безопасность. В долларовом выражении, в то время как оборонный бюджет Нигерии сократился более чем на 50%, Буркина-Фасо, Мали и Нигер увеличили свои бюджеты на 23,6%, 13,4% и 32,3% соответственно», — говорится в отчете.