Соглашение между Россией и Турцией о прекращении огня, достигнутое 5 марта с.г. Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом в Москве, позволило положить конец открытой военной конфронтации между турецкими вооруженными силами и сирийской армией. При этом, до конца апреля основные положения соглашения фактически не выполнялись. Группировки, связанные с «Аль-Каидой»*, по-прежнему имеют свободу передвижения в значительной части провинции Идлиб и удерживают позиции на юге региона.
Согласованная в Москве зона безопасности вдоль трассы М4, все еще не создана. До 7 мая все совместные российско-турецкие патрули проводились в ограниченном районе к западу от Саракиба и, по сути, были лишь формальной демонстрацией того, что соглашение о деэскалации все еще действует.
Анкара закрывает глаза на регулярное нарушение режима прекращения огня и другие провокационные действия со стороны боевиков и их сторонников. Кроме того, Турция продолжает наращивать в Идлибе военное присутствие. Число турецких военных в регионе, как сообщается, достигло 7 тыс. человек, в то время как количество так называемых «наблюдательных постов» превысило 50. Тем временем протурецкие СМИ усилили пропагандистскую кампанию по обвинению правительства Башара Асада в убийстве мирных жителей, нарушении режима прекращения огня и использовании химического оружия, а также по дискредитации соглашения о деэскалации, называя все это отказом от целей т.н. сирийской революции.
На дипломатическом уровне ни Турция, ни Россия не проявляют открытой враждебности, однако судя по заявлениям турецкого высшего военного и политического руководства касательно сирийского конфликта, Анкара не намерена отказываться от своих экспансионистских планов или агрессивной политики по отношению к Дамаску.
Все это оставляет существенные шансы на развитие очередного витка военного противостояния в Идлибе. Однако на этот раз конфликт может привести, как минимум, к ограниченной военной конфронтации между турецкими и российскими военными. Обе стороны развернули свои войска в непосредственной близости от линии фронта, в том числе в ожидаемой горячей точке будущего конфликта – Саракибе.
Возможны следующие этапы эскалации:
1. Без реализации московской сделки в полном объеме по деэскалации и, что главное, нейтрализации радикалов, военная ситуация на юге и востоке провинции Идлиб будет ухудшаться. Боевики, воодушевленные безнаказанностью и прямой защитой со стороны турецкой армии, будут усиливать атаки на позиции сирийских сил, а также их российских и иранских союзников. Масштаб этих атак постепенно будет расти, пока в один момент они не спровоцируют жесткий и болезненный военный ответ со стороны сирийских военных. В этом случае боевики, удивленные таким вопиющим нарушением прекращения огня «кровавым режимом» Асада, продолжат нападения, теперь оправдывая их правом на самооборону. Турецкие дипломаты и СМИ незамедлительно обвинят правительство Асада в нарушении соглашения о деэскалации и заявят, что «неоправданная агрессия режима», поддерживаемого русскими, привела к гибели десятков гражданских. Тут же будут сняты постановочные душераздирающие кадры из Идлиба в качестве доказательной базы, а т.н. «международное сообщество» во главе с вашингтонским истеблишментом и европейскими бюрократами осудит агрессию режима Асада и его сторонников.
2. В свете непрекращающихся и усиливающихся атак со стороны идлибских вооруженных группировок у сирийской армии будет два пути: отступить со своих позиций и оставить завоеванные и освобожденные районы на милость Турции и группировок, связанных с «Аль-Каидой»*. Отвечать на возрастающие атаки превосходящей силой и положить конец нарушениям прекращения огня со стороны радикалов.
Вполне вероятно, что сирийцы выберут второй путь, а военное противостояние в Идлибе официально вернется в горячую фазу. Предыдущие годы конфликта показали, что боевики не могут противостоять сирийским войскам в открытом бою, поэтому если турецкое руководство намерено придерживаться своих экспансионистских планов, у него не будет иного выбора, кроме как вмешаться в конфликт, чтобы спасти своих сателлитов. Сирия и Турция вновь окажутся в состоянии открытого военного противостояния.
3. Как и в предыдущих случаях, турецкие военные, вероятно, решат начать военную кампанию с массированных ударов артиллерии и беспилотников по позициям сирийской армии вдоль линии соприкосновения в юго-восточном Идлибе и западном Алеппо. Особое внимание будет уделено зоне ожидаемого противостояния между сирийскими военными и протурецкими силами: в сельской местности Саракиба, Маарат аль-Нумане и Кафр-Набеле. Турецкие военные не смогут остановить наступление сирийской армии, не нанеся при этом значительного урона своей инфраструктуре и своим силам, развернутым в этих районах. Кроме того, такие действия приведут к дальнейшей эскалации, поскольку будут представлять прямую угрозу российской военной полиции в Саракибе и Маарат ан-Нумане, а также российским военным советникам, прикомандированным к сирийским подразделениям в юго-восточном Идлибе.
4. Если турецкие силы ударят по позициям России и это приведет к серьезным потерям среди российских военнослужащих, Москва окажется в ситуации, когда она будет вынуждена нанести ответный удар. С момента начала военной операции в Сирии в сентябре 2015 года Россия сосредоточила в стране достаточно боеспособную военную группировку, защищенную системами ПВО ближнего и дальнего радиуса действия, а также подкрепленную средствами береговой обороны Бастион-П и системами баллистических ракет «Искандер-М». Кроме того, российский Черноморский флот, Каспийская флотилия и дальняя авиация уже неоднократно демонстрировали, что способны уничтожить любую цель на сирийской территории и, следовательно, в любых прилегающих районах.
Российский ответный удар, скорее всего, будет нанесен по турецким военным колоннам в непосредственной близости от линии фронта, а также по турецким складам, позициям артиллерии, бронетехники и пунктам материально-технического снабжения в Большом Идлибе.
Если после российского ответа руководство Турции не прекратит агрессивные действия, а турецкие силы продолжат атаки на российские и сирийские позиции в Сирии, конфликт продолжит разгораться.
Вторая волна российских ответных ударов будет направлена на военную инфраструктуру Турции вдоль границы с Сирией. Будут уничтожены штаб-квартиры и логистические центры в провинции Хатай, которые использовались для координации и снабжения турецкой операции «Весенний Щит». Скорее всего, турецкие силы в ответ попытаются атаковать и вывести из строя российскую авиабазу Хмеймим. От успеха этой попытки будет зависеть, нанесет ли Россия новую порцию ударов по другим турецким объектам вдоль сирийской границы.
Еще один фактор, который следует учитывать, заключается в том, что, если Турция окажется слишком успешной в нападении на авиабазу Хмеймим, она рискует потерять весь свой Черноморский флот. Несмотря на то, что в теории турецкие ВМС, развернутые в Черном море, превосходят российские по численности, реальное соотношение сил говорит не в пользу Турции. Если Россия использует свой Черноморский флот, Каспийскую флотилию, Военно-воздушные силы и силы береговой обороны, их средства и возможности весьма вероятно позволят Москве разбить и потопить весь турецкий флот. Кроме того, Россия, в отличие от Турции, является ядерной державой.
Союзники Турции по НАТО уже дали понять, что они не намерены рисковать своим силами и средствами, чтобы поддерживать авантюры Эрдогана. К тому же, очередная порция жалоб в ООН или демонстративные санкции никак не помогут разрушенным турецким авиабазам или флоту, покоящемуся глубоко на дне.
Анкара будет вынуждена искать дипломатический способ остановить эскалацию прежде, чем конфликт дойдет до крайних стадий. Формат дипломатического урегулирования и последствия, с которыми столкнется Турция в случае военной авантюры, будут зависеть только от того, на каком этапе правительство Эрдогана поймет, что пора остановиться.
Текущие действия Анкары демонстрируют, что у политического руководства Турции есть полное понимание ситуации и объективная оценка соотношения сил и средств. Именно поэтому, Турция начала предпринимать активные усилия по обеспечению выполнения Московских соглашений. Вместе с тем, история последних лет, демонстрирует, что ситуация может измениться и вероятность реализации описанного выше сценария стремительно возрастет.
* – организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации