Сегодня День народного единства. Что общего у нас сегодня с теми событиями, которые происходили 300 лет тому назад? Многочисленные сочинения, оставленные очевидцами событий, говорят о том, что истинная причина бед, постигших Россию, крылась в слабости общественной инициативы, в социальном равнодушии, когда люди стали думать не о государстве и его судьбе, а “мысляще лукавне о себе”. Личный эгоизм обернулся крахом всего общества. Стремление уклониться от личной ответственности, эгоистическая привычка передать в руки “власть предержащих” и свою собственную судьбу, и судьбу Родины – вот что привело к тому, что ставшая “безначальной” Русская земля “побрела розно”.
Не снимая ответственности за происходящее с власти, современники пишут о том, что в происходящем виновато общество в целом. “Согрешили все от головы и до ног, от великих и от малых, от святых и царя, от инок и святых”, – писал в своем “Временнике” Иван Тимофеев. Если присмотреться к тому, что происходит в России сейчас, то нельзя не согласиться с тем, что привычка перекладывать ответственность с себя на власть никуда не исчезла.
300 лет тому назад впервые в русской истории народ стал ответственным за судьбу государства. Народ выбирает царя в 1598 году, свергает Лжедмитрия и Шуйского, отвергает семибоярщину, кандидатуру польского королевича Владислава, выдвигает Минина и выбирает царя в 1613 году, положив тем самым конец Смуте. Можно проследить, как шло “расцаревание” общественного сознания – от шурина царя Бориса Годунова к Лжедмитрию, от Лжедмитрия к не имевшему уже почти никакого отношения к прежней династии Шуйскому, от Шуйского к семибоярщине.
Авторитет власти, доверие к ее легитимности падали все ниже и ниже, уверенность в собственных силах и независимости от власти становились все тверже. Пройдя сквозь чехарду наследников престола, сквозь хаос и распад, люди вновь выбрали царя, в котором видели единственную надежду на восстановление государства, а вместе с тем и порядка. Не случайно Иван Сусанин погиб вместе с шайкой сброда, которая, узнав о выборах царя, двигалась в Кострому, чтобы убить его и тем самым продолжить хаос и безвременье.
Осознание своей личной сопричастности судьбам государства привело к созданию добровольного ополчения для защиты Отечества – впервые в русской истории. Именно в начале XVII в. зарождается идея патриотизма, которая затем становится неотъемлемой частью русского менталитета. Осознав свою ответственность за судьбу Родины, люди стали искать образец, пример, которому можно было бы следовать. Не случайно в годы Смуты возрос спрос на морально-этическую литературу, говорящую о сущности человека, о его нравственном облике, его месте в истории. В них люди находили не только сетования на происходящее, но и обязательные требования непрерывного морального совершенства, поскольку именно в этом авторы видели пути выхода из хаоса. На общем фоне распада и хаоса особенно четко выделялись фигуры патриарха Ермогена, Василия Скопина-Шуйского и защитников Троице-Сергиевого монастыря – именно эти люди дали примеры того, как нужно действовать. Они показали главное – что даже в условиях полного распада и хаоса усилия одного человека могут значить очень много, могут объединить вокруг себя таких же стойких и твердых, рассеянных до поры в этой стихии и начать восстанавливать страну. Как известно, своим примером и своими “грамотками” Ермогену удалось поднять первое ополчение, а осаждаемый 18 месяцев и так и не сдавшийся Троице-Сергиев монастырь остался в истории уникальным примером стойкости и героизма.
В результате Смуту удалось преодолеть. Уже в то время из нее были извлечены важные уроки – русская земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, что показало воочию, что Московское государство не было созданием и “вотчиной” своего государя, но было общим делом и общим созданием “всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия”. Была осознана моральная ответственность народа за судьбу Родины.
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов